"Развивающие игры на липучках, их роль в развитии"
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» (Конфуций)
Выявлена проблема развития познавательной активности у дошкольников, разобраны современные педагогические технологии, и выбрано эффективное инновационное средство для достижения поставленных целей, доказана эффективность применения выбранной технологии. Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности в процессе разнообразных видов детской деятельности. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы ребенка и в работе я представляю инновационную педагогическую технологию – велкротехнология или развивающие игры на липучках.
Проблема развития познавательной активности остаётся актуальной в дошкольном обучении и воспитании, и рассматривается в научных исследованиях многих педагогов и психологов (Б.Г.Ананьев, В.Б.Голицын, О.М.Дьяченко, В.С.Ильин, Н.Н.Подъяков, Т.И.Шамова, Г.А.Щукина и др.). Стоит отметить, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит от того, как организуется процесс обучения и от познавательной активности самого ребёнка. Правильный контакт данного двухстороннего процесса способствует эффективной самореализации дошкольника, развивает такие качества как активность, эврестичность, самостоятельность, гибкость.
Результат познавательной активности выше в том случае, когда есть психологически и педагогически правильное объединение в этом процессе активности педагога и ребёнка. Р.С.Немов считал, что познавательная активность формируется, прежде всего, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребёнка, и следует учесть, что познавательная деятельность включает не только организованный процесс обучения под руководством педагога, но чаще всего стихийное овладение ребёнком определённых знаний [5, с.103].
Изучение данного вопроса и анализ литературы показывает, что термин «активность» интересовал ещё древних философов Сократа, Аристотеля, Спинозу, Эпикура и др. К примеру, Сократ считал, что в душу ребёнка невозможно вложить абсолютные знания в готовом виде. Эти чувства нужно развивать из тех зародышей, которые имеются в душе ребёнка, но необходимо, чтобы их развивал сам ребёнок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.
Врождённые знания имеют возможность актуализации под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнем побуждении. Таким внешним побудителем может стать восприятие какого-то предмета, или обучение.
Основными факторами определяющие познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения являются: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.
С введением федеральной образовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по-новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать и принимать участие в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности [8, с.71].
Целью является: создание условий для развития любознательности и познавательной активности детей
Объект исследования: процесс познавательного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие познавательной активности дошкольников при помощи игр на липучках.
Задачи исследования:
1. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
2. разработка и апробирование средств, направленных на увеличение познавательной активности детей.
Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, при проявлении дошкольником своей познавательной активности. В педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось инновационная практика [2, с.45].
Среди множества современных педагогических инноваций можно выделить:
1.1.Личностно-ориентированные технологии.
2.2.Технология проблемного обучения.
3.3.Игровые технологии.
Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать инновационные (трендовые), привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников. Мною представляемая инновационная разработка – игры на липучках.
В этих развивающих играх объекты крепятся к карточкам или страницам с помощью липучек. Страницы ламинированы, а это значит, практичны в использовании и безопасны. Ребенку необходимо найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась.
Преимущества развивающих игр на липучках:
•первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность.
•наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
•игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
•незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорных способностей, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
•простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Предложенные игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. Вариативность, возможность смены темы и области познания, регулирование объёма демонстрируемого материала – делают данные пособия многогранными и увлекательными.
Развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Использование дидактических игр на липучках в дальнейшей работе с дошкольниками позволяет увидеть следующие перспективы:
– дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
– у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельностного подхода к обучению);
– полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;
– игры на липучках позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;
– использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
– возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыта.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: игры на липучках являются инновационным средством. При использовании в работе у дошкольников повышается познавательная активность, легче усваивается информация представленная педагогом. Данная практика возможна для применения в разных возрастных группах, что является эффективным методом для накопления и разнообразия полученных знаний и навыков.
Список литературы
1.1.Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2.2.Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014.
3.3.Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук… — М.: ТЦ Сфера, 2013.
4.4.Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
5.5.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. — 2006.
6.6.Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
7.7.Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников / Н.В. Макарова; Москва ,2009.
8.8.Немов Р.С. Психология: в 3 книгах М., 2001