Использованию технологии «Утренний круг», «Вечерний круг» в детском саду.
Организация «Утреннего круга»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга»являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально — коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
«Утренний круг» — это организованная часть режимного момента, начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество)
Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный эмоциональный настрой на весь день и вселить в ребёнка уверенность, что среди других детей ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Задачи педагога состоят в том, чтобы:
— соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
— сообщить детям новости, которые могут быть, интересны, или полезны для них (появились но-вые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).
— предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с об-разовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).
— вести дискуссию в формате развивающего диалога, т. е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно, не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
— учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
— учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
— поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).
Структура утреннего круга
1. Условный сигнал начала круга (колокольчик, бубен, определенная музыка и т.п.)
2. Приветствие, речевка (эмоциональный настрой на день, создание психологического комфорта).
3. Обмен информацией и новостями (сначала календарные, затем групповые, затем индивидуальные).
4. Лексические упражнения и артикуляционная гимнастика.
5. Рассказ о планировании дня по теме дня(из комплексно-тематического планирования).
6. Игра по теме периода.
Эта структура не является строгой, скорее некоторая последовательность, которой придерживается воспитатель и которую, действуя по обстановке, может изменить.
Утренний круг организуют перед завтраком со всеми детьми присутствующими в группе. Программой рекомендована продолжительность утреннего круга в старшем дошкольном возрасте от 10 до 12 минут.
В качестве позывных для утреннего круга используется веселую музыку, звон колокольчика, бубен и другие инструменты, речевки и просто словесное объявление о сборе, менять позывные не чаще чем раз в полмесяца, дети должны привыкнуть к ним.
Дети садятся в круг – на стульчики, на подушки, на ленточки-лучики общего солнышка, просто на ковер. Иногда начало проходит стоя, затем дети садятся, например, после позывных дети строятся в круг, разматывают волшебный клубок, передавая его друг другу вместе с приветствиями и пожеланиями добра, счастья и любви. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, формируется чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма. Затем дети усаживаются в круг лицом друг к другу, все на виду, либо сидят на полу, либо на стульчиках. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Приветствия могут быть разными. Прежде чем его начать, необходимо показать, как это делается. Важно, чтобы дети обращались друг к другу по имени, с улыбкой. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые же-сты. Используются игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов, различные предметы, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
В ходе всего утреннего круга, если есть необходимость, дети занимаются нормотворчеством, то есть обсуждают и устанавливают правила, по которым живут ( правила независимо от их содержания всегда: формулируются позитивно-«бегать и кричать можно на улице» вместо «не кричи», «бегать нельзя»; «внимательно слушай других» вместо «не перебивай других). Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Пример: регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения и планирования.
Примеры:
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
Какое у вас настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями?
О чём бы вы хотели узнать?
Что бы вы хотели посоветовать?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Что вас порадовало, огорчило, удивило?
После приветствия обмениваемся информацией и новостями: календарные (погода, день недели, время года, праздник, групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе). Дети любят рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». В понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела»
Все дети одновременно поделится новостями не могут, поэтому можно предложить вместе решить: какое количество и кого мы сегодня выслушаем (девочек, мальчиков); сегодня делиться новостями будут те, у кого есть в одежде что-то зеленое; «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам; у кого весёлый мячик, тот и новости расскажет нам»);
Правила подачи новостей: не регламентируем (только по одной короткой новости); не отбираем (только хорошие); не вытягиваем (мы еще не слышали твоих новостей); не запрещаем (об этом мы не говорим; запретных тем нет).
Лексические упражнения и артикуляционная гимнастика проводятся в соответствии с циклограммой месяца.
Рассказ о планировании дня (рассказ строится на основе календарного плана дня, обсуждается с детьми, что они будут делать. Можно спросить, чем бы они еще предложили заняться)
Игра по теме дня (тема дня берется из комплексно-тематического планирования. Этот компонент утреннего круга направлен на познавательное развитие. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся).
В завершении утреннего круга воспитатель может сказать следующее: «Я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы у вас всё получалось. Удачного дня».
Образовательные результаты утреннего круга: способность ребёнка контролировать своё поведение, устанавливать контакты, выражать своё отно-шение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе, использовать элементарные нормы общения, сотрудничать со взрослыми и детьми в предложенных формах.
Организация «Вечернего круга»
Задачи: формировать доброжелательные отношения между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества. Общего положительного эмоционального фона. Формирование мотивации к дружеским взаимоотношениям.
«Вечерний круг»проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.
Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 12 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 12 минут.
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.