Деятельностный подход в обучении английскому языку как средство формирования познавательных УУД
Деятельностный подход в обучении английскому языку как средство формирования познавательных УУД
В соответствии с новой личностно-ориентированной парадигмой образования одним из современных походов к обучению ИЯ является деятельностный подход.
Организацию процесса обучения на деятельностной основе рассматривали в своих работах известные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др., методисты А. А. Миролюбов, И. Л. Бим.
1. Особенности деятельностного подхода в обучении иностранным языкам в начальной школе.
В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения. Тот факт, что изучение иностранного языка начинается со 2 класса, является общественным признанием объективно существующего социального интереса и подтверждением важности предмета для решения перспективных задач развития личности ребенка. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с ФГОС.
Изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение ряда важных развивающих задач, среди которых выделяются — развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх. — развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей, конкурсов и соревнований — приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового или учебного общения — развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.
Таким образом, развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре. (принцип учета игровой деятельности разработан Элькониным Д.Б., Негневицкой Е.И., Китайгородской Г.А., Зимней И.А.) Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности. Роль учителя в деятельностном подходе:
• мотивация учащихся к учению (вовлечь в деятельность и реализовать в ней важные для учащихся индивидуальные смыслы и мотивы)
• поставить перед учащимися значимые для них цели
• показать приёмы использования знаний в речевой деятельности и обеспечить творческий характер деятельности в сотрудничестве с учащимися.
2. Формирование познавательных УУД на уроках английского языка в начальной школе.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
— общеучебные
— логические
-действия постановки и решения проблем
Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое — чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование.
Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике — вставить недостающие слова, — вставить недостающие буквы, — завершить предложение, -заполнить таблицу, -догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников.
Список литературы:
1. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
2. Салтовская Г. Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2009. — № 3. С. 49 – 55.
3. Биболетова М.З. Материалы интернет-семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС [Электронный ресурс] – Режим доступа www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный.
4. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»[Электронный ресурс] – режим доступа festival. 1september.ru/articles/617113, свободный