«Пушкинский день. Бессмертие народа в его языке.»
Цели:
- выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал детей;
- обобщить знания детей по всем разделам языкознания;
- обогатить лексический запас детей, расширить их кругозор.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем зале собрались любители русского языка. Очень хочется, чтобы вам было интересно, чтобы каждый из вас проявил себя.
Как известно, в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка.
День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником.
Выходят чтецы
1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий).
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
5-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
6-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
7-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
Ведущ: Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо.
Затем появился алфавит.
-А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке).
Ведущий: В нашей копилке есть место знакам препинания. Без них не могло быть письменности.
Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
У вас на столах лежат карточки со знаками препинания, вы должны показать верный знак.
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (!)
Ляжет палочкой на строчку: — Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
Словам раскрывают объятья: — Ждем в гости вас, милые братья! ( )
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)
Ведущий: Следующая страница в нашем альбоме – копилке посвящена частям речи.
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите.(Существительное, глагол, прилагательное, местоимение, предлог). Назовите примеры.
Ведущий: Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
Юмористическая сценка
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Вася: Чао!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Ведущий: Ребята, мы знаем, что в русском языке много иностранных слов. Они тоже будут в нашем альбоме – копилке. Подберите синонимы к этим словам.
Валюта-деньги
Наркоз-обезболивание
Шоу — зрелище
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Ведущий: Много стихов слагали о русском языке. Давайте их послушаем.
Дети рассказывают стихи
Среди языков –
самый главный в России,
Его знает каждый,
кого ни спросите.
Красив он и звучен,
богат и велик,
Могучий и славный
наш русский язык.
***
Родной язык
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
***
Усердно русский я учил,
Дружил с ним неразлучно
Он окрылял и чаровал
Простою речью звучной,
Читая Пушкина стихи,
Вдыхая строчек свежесть,
С волнением в сердце я познал
Как он прекрасно нежен!
Ведущий: Ребята, вы знаете о науке Орфоэпии?
Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах: ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ЩАВЕЛЬ.
Учитель: Давайте немного отдохнем и споем частушки!
1-й:
Наступил черед частушек
Нам про русский свой пропеть
За вокал просим прощенья
Ухо отдавил медведь
2-й:
Мы по русскому купили
Готовые задания
Но учитель все меняет-
Ну, прямо наказание!
3-й:
С ударением мученье!
Голова от них болит.
Вдруг министр нам позвонит
Или может позвонит?!
4-й:
Русский в жизни пригодится,
Хочешь это ты иль нет!
Русский вы не запускайте-
Вот какой дадим ответ!
Ведущий: Ребята, предлагаю вам вспомнитьпословицы про русский язык. Вам необходимо найти начало и конец пословицы, время – 1 минута.
Хорошую речь хорошо и слушать
За твоим языком не поспеешь босиком.
Вертит языком, что корова хвостом.
Не спеши языком, торопись делом.
Длинный язык с умом не в родстве.
На языке медок, а на сердце ледок.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
Без русского языка не одолеешь самого опасного врага.
Острый язык – дарование, а длинный – наказание.
Заключительный танец
Ведущий: Сегодня вы показали, как знаете и любите русский язык, как бережно к нему относитесь. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Давайте уважать друг друга. Спасибо за активное участие!