Модель занятия по развитию речи «Составление рассказов на темы стихотворений».

Программное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы.

Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представления о том, что не все детеныши имеют специальное название.

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, делить трехсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Воспитывать любовь к художественной литературе, к природе, к птицам.

Словарная работа: баклажан, черешня, мышонок, и т.д., перелетные птицы.

Методы и приемы: Художественное слово, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные договаривания, рассказы детей, многократное проговаривание речевого материала, итог.

Оборудование: Плюшевый медведь, счетные палочки.

Предварительная работа: Беседа с детьми о перелетных птицах, побеседовать о любимых детских стихотворениях о птицах, игра «Найди звук», «Чья мама?», «Кто улетает на юг?», рассматривание птиц и птенцов на картинке.

Ход занятия

(Воспитатель читает стихотворение Т. Волжиной)

Где чей дом?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

— Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается? (Дети отвечают)

— Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А еще говорится о домике пеночки. Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши… во… (робушки).

(Хоровые или индивидуальные договаривания).

— В пруду домик лягушки и ля… (гушат). Домик цыпленка мамы под крылом. У курицы много цып… (лят).

(Дети заканчивают слово).

— А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много — пе… (ночки).

— Названия каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Ласточки, синички.)

— Один птенчик — лас… точка, много — лас… точек; одна — си… ничка, много — си… ничек. Каких еще птиц и птенцов вы знаете? (Дети отвечают самостоятельно. За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку. Подводя итог, воспитатель и дети выясняют, у кого больше палочек и сколько их всего)

Проводится физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги, (повороты влево и вправо)

Огляделся на пороге. (потягивания — руки вверх)

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (ходьба)

Ищет мишка корешки (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (садятся на места)

Воспитатель (загадывает загадку)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

— Почему вы думаете, что это ежик? (Дети отвечают).

— Какой знакомый вам звук есть в отгадке — [ж] или [ш]? (Дети отвечают).

— Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж]. (Дети выполняют).

— Молодцы. Отгадайте другую загадку.

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки. (Мышка.)

— Почему вы думаете, что это мышка? (Дети отвечают).

— Какой звук в этом слове — [ш] или [ж]? (Дети отвечают).

— Произнесите этот звук в слове протяжно (мыш-ш-шка).

(Дети выполняют).

— Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук де всего встречается.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Спрошивает двух-трех детей.)

— Послушайте еще одно стихотворение.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

— Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог? (Дети отвечают).

— Послушайте скороговорку: хорош пирожок, внутри творожок.

(Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом тихо. Затем несколько детей по одному произносят ее шепотом быстро).

Появляется мишка. Воспитатель говорит от его лица.

Мишка. Отгадайте, что я больше всего люблю.(Мед, малину).

— Послушайте слово: ма-а-ал-и-и-ина-а-а. Сколько вней частей? (Три).

Мишка. Давайте посчитаем вместе: ма-ли-на.

При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.

— Какая первая часть слова? (Дети отвечают).

— Какая вторая? (Дети отвечают).

— Какая третья? (Дети отвечают).

— Всего три части.

Аналогично анализируются слова машина, Наташа.

Игра «Найди звук»

— Послушайте слова: жук, шуба, шапка, жаба, забор цапля, цыпленок. Найдите слова с одним и двумя слогами. (Дети выполняют).

— Сколько слогов в слове цыпленок? (Дети отвечают).

— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. (Дети отвечают).

— Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р'] (перец, репа, редька мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л'] (малина, лимон, апельсин, слива).

— Опишите ягоду или фрукт, который больше всего любите, а мы отгадаем. Например: он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… (помидор); он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мойлюбимый фрукт… (гранат). (Дети выполняют).

Игра «Кто у кого?»

Дети рассматривают рисунки с изображениями животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака к щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назовите животных и их детенышей. (дети отвечают).

— Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)? (дети отвечают).

— Скажите, что делают животные и их детеныши? (Клюют, лакают, лают, мычат, скачут, крякают.)

— Молодцы, скажите чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)

5
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!