Беседа "Ядовитые растения"
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, что мы представляем, когда говорим о природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, природа-это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы… Это все, что нас окружает, что не создано руками человека.Сегодня мы с вами отправимся в небольшую экспедицию.Как вы понимаете это слово?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Экспедиция-это поездка, поход группы лиц с какой-нибудь специальной целью, специальным заданием. А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовём мы их… (растения).
2. Основная часть.
Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. С древнейших времён человек употреблял растения в пищу, изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды. Сначала он был знаком только с дикорастущими видами, но со временем начал специально отбирать и возделывать некоторые из них, создавая культурные формы.Мир растений прекрасен и разнообразен. Науке известно более 500 тысяч видов. А с какими растениями вы знакомы, дети? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений.И сначала, мы отправимся в лес.
Сосны, елки, березы, клены
Это лес — наш друг зеленый
Добрый друг, шумит, поет.
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Где же нам их искать? Я вижу подсказку.
Воспитатель открывает конверт, в котором лежат листы с загадками, читает их, дети отгадывают. Отгадки сопровождаются просмотром презентации.
Воспитатель: О! В конверте — загадки. Послушайте, пожалуйста, первую загадку.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы вряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)
Ландыш для человека считается высокотоксичным. Все части растения ядовиты. При отравлении растением, снижается четкость зрения, появляется головная боль.
Следующая загадка:
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет. (волчья ягода — крушина)
Как думаете, что же это за ягоды такие «бешеные»? В народе их называют волчьи ягоды. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна считались коварными, жестокими и злыми. Красивые ягоды, но смертельно опасны. Во всех частях растения содержится яд. При отравлении появляются: рвота, боль в животе, понос, повышенное слюноотделение.
Следующая загадка леса:
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи – ягода
Да сильный яд во мне. (вороний глаз)
Что за странная ягода, похожа на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?
Дети: Бусину, пуговку, на глаз птицы.
Воспитатель: Это растение называется «вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.У этого растения очень ядовиты корневища и ягоды. При отравлении появляется рвота, колики, понос, судороги и головокружения, становится трудно дышать.
Следующая загадка:
Говорят, будто «дама прекрасная».
Красотою растение славится.
Только очень «красавка» опасная,
Есть нельзя, кто возьмёт, тот отравится.
Враз одурманит изощрённо
И красотой, и ядом… (белладонна или красавка).
У этого растения особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Вызывает сильнейшее отравление.
Загадки леса закончились. Нравится вам наш поход?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде чем продолжить наш путь, сделаем привал. Пусть отдохнут наши глаза, а поработают руки и ноги.
Физкультурная минутка «Лес».
В круг сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы все, детишки!
Замедляем дети шаг,
И на месте стой! Вот так.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Продолжаем наш поход. Куда нас завела лесная тропинка? На луг!
Посмотри-ка ты, дружок
На зелёненький лужок!
Посмотри, какой ковёр
Перед нами распростёр!
Дети, и лужок для вас
Загадки свои припас.
Где же нам их искать? Я снова вижуподсказку.
Воспитатель открывает конверт, в котором лежат листы с загадками, читает их, дети отгадывают. Отгадки сопровождаются просмотром презентации.
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, загадки луга.
Или вправду верят люди,
Или делают лишь вид,
Говоря, что лютик лютый,
Говоря, что ядовит.
Огорчённо никнет лютик,
Разливая жёлтый свет –
С давних пор поныне люди
Не берут его в букет.
Ядовит сок лютиков, который вызывает сильнейшее раздражение слизистой рта, горла, носа. Лютик является ядовитым только в свежем виде. При высушивании ядовитые вещества его разрушаются.
Что ж, лютик, мы не берем тебя с собой!
Следующая загадка:
Вышли дети на поляну,
Там высокий рос укроп.
Ты не тронь его руками –
Это страшный… (болиголов).
Болиголов — самое распространенное ядовитое растение. Ядовитые вещества, которые он содержит, действуют вредно на нервную систему.
Следующая загадка:
Это — гигант дикорастущий,
Не приближайся к его кущам.
Листьями, соком, цветами и даже пыльцой
Очень опасен – ты рядом не стой.
Любезничать ни с кем он не привык,
Во всём опасен очень … (борщевик).
Это растение — его и в руки брать опасно! Он оставляет ожоги на теле. капля сока вызывает сильнейший ожог на коже, сопровождающий сильной болью, волдырями.
Вот и подошел к концу наш поход в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.
Называйте растения, которые вы запомнили.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе?
Ответы детей.
Воспитатель: Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово, какое?
Дети: Ядовитый.
Воспитатель:Значит, что можно сказать про эти растения?
Дети: Ядовитые растения.
Воспитатель: Правильно, эти растения содержат яды смертельно опасные для жизни человека.Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Большинство растений, которые мы называем лекарственными,могут быть ядовитыми,если не знать, как их использовать. Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.
Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения.
Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь.
Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.
Что мы должны сделать, если контакт с ядовитым растением состоялся?
Дети: Вымыть руки, прополоскать рот, прочистить желудок, вызвать скорую помощь или самим обратиться к врачу.
3. Итог занятия.
Воспитатель: О каких растениях сегодня говорили?
Почему их так называют?
Какой вред приносят человеку?
Назовите, какие ядовитые растения вы сегодня узнали?