" Лес и его обитатели"
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников
в рамках изучения темы «Лес и его обитатели».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности, самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Проблема развития познавательно-речевой активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Актуальность проблемы развития у детей познавательно-речевого интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный образовательный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Одной из областей знания, благодатной для стимулирования познавательной активности дошкольников, а значит, их разностороннего развития, является лес и его обитатели. Значение природы в жизни ребенка очень велико и многообразно, так как природа является источником материальных и культурных благ человека. Воспитательное значение природы трудно переоценить, так как общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче и будит в нем лучшие чувства. Ребенок, знакомясь с изменениями в природе в разное время года, приобретает знания необходимые для формирования таких качеств, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. В результате работы над этой темой развивается речь, обогащается словарь, что очень необходимо детям. Поэтому я выбрала тему своего педагогического опыта: « Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в рамках изучения темы «Лес и его обитатели».
Цель моей работы — формировать осознанно-правильные экологические представления о природе у детей дошкольного возраста и способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Знакомить детей с лесом и его обитателями. Развивать познавательно-речевую активность при изучении этой темы.
Разнообразие форм знакомства детей с лесом и его обитателями позволяет:
— обобщать представления детей об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных;
— развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса, учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение, память, речь детей, желание заниматься творчеством;
— закреплять умение передавать в рисунке образы диких животных;
— воспитывать у детей чуткое отношение к обитателям леса.
Задачи моей работы.
Образовательные:
— формировать у детей представление о лесе и его обитателях;
— обобщать представления детей о диких животных;
— знакомить с разнообразным и привлекательным миром животных
— развивать умения устанавливать простейшие связи между обитателями леса;
— прививать интерес к их жизни, чуткое отношение к диким животным.
— учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, используя характерные особенности леса и его обитателей;
— учить лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;
— учить создавать аппликационные композиции;
— учить в рисовании, аппликации использовать пространство переднего и заднего плана.
Развивающие:
— развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
— учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
— развивать мелкую моторику;
Воспитывающие:
— воспитывать уважение и любовь к лесу и диким животным;
— интерес к природе и животному миру;
— расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.
— воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с лесом;
— формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;
— формировать навык выражения своего мнения;
— развивать способности к коллективному творчеству.
— воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Система моей работы по теме «Лес и его обитатели» построена на принципах: систематичности, доступности, наглядности и практичности и предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных, творческих способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-речевая деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательно-речевого развития:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Познавательно – речевое развитие разделили на две самостоятельные области.
Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитиевключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На что я обращаю внимание при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.
Познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.
Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Учитывая принципы организации образовательного процесса и принципы развития познавательной активности дошкольников, выделен комплекс психолого-педагогических условий для познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников, стимулирующих познавательную активность.
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Детям предоставляется возможность удовлетворить присущую им любознательность, помочь почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом воспитатель выступает как равноправный партнер, соучастник деятельности — это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Для эффективного развития познавательно-речевой активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Познавательная деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник. Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
В группе собрано достаточное количество занимательного познавательного материала. Собрана подборка дидактических и настольных игр природоведческого содержания, библиотека детской познавательной и энциклопедической литературы по ознакомлению с сезонными явлениями природы, различные коллекции, природный материал, богатый иллюстративный материал, слайды с природными явлениями, аудиозаписи со звуками природы и многое другое.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Интеграция образовательного процесса реализуется в первую очередь через использование игры как ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности. В играх, познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний. Применение таких способов познания как: наблюдения, экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, компьютерные слайд – шоу, сбор коллекций, моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы, исследование, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи — шутки, ребусы), конструирование, создание проблемных ситуаций, совместное со взрослым обсуждение познавательной проблемы – помогает ребенку не только легко освоить программный материал, но и вызвать неподдельный интерес к миру. Одно из важных условий в развитии познавательной активности дошкольников – раскрытие новых границ познания – так как дети, быстро теряют интерес к одному и тому же объекту познания.
Формирование познавательно-речевой активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Теоретическая база опыта.
В своей работе я использую:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева « От Рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М: Мозаика Синтез 2011 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Письма и приказы Минобразования – М: ТЦ Сфера, 2015г -96 с.
3.Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ Санкт-Петербург, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс» 2014г.
4.Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014г. – 112с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Исходя из выбранного мною направления работы с детьми, я поставила перед собой цель. Формировать у дошкольников представлений о лесе и его обитателях. Развивать познавательную активность при изучении этой темы.
В соответствии с поставленной целью, я сформулировала следующие задачи.
Образовательные:
– сформировать у детей представление о лесе и его обитателях,
— реализовать свой творческий потенциал, поскольку на таких занятиях он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и премудрости родного языка;
— в интересной, игровой форме обогатить свой словарь, сформировать грамматическую структуру речи, а главное, развить коммуникативные умения (свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо);
— развивать познавательно-речевую активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации.
Целью таких занятий является познавательно-речевое развитие детей, их коммуникативных способностей и реализации потребностей в самовыражении в творческих – учить делать интересные поделки из природного материала, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей.
Развивающие:
– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
– развивать мелкую моторику;
Воспитывающие:
– воспитывать уважение и любовь к лесу и его обитателям,
– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с лесом;
– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;
– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;
– формировать навык выражения своего мнения;
– развивать способности к коллективному творчеству.
— воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Система моей работы по теме « Лес и его обитатели» построена на принципах: систематичности, доступности, наглядности и практичности и предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных, творческих способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности.
В процессе обучения я использую различные методы и приёмы.Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Приём – это часть метода. Для успешной работы в этом направлении я использую наглядные, словесные, практические и игровые методы.
Наглядный метод обучения. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:
– наблюдение;
– рассматривание картин;
– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;
– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
Практический метод обучения.
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
– упражнения;
– игровой метод;
– элементарные опыты;
– моделирование.
Дети выполняли различные игровые упражнения:
«Через речку по бревну» — один за другим дети сначала идут, затем бегут по бревну, затем мягко спрыгивают с бревна.
«С кочки на кочку» — прыжки.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Я проводила с детьми различные игры:
дидактические игры:
Д/и «Отгадай и назови»
Цель: по описанию воспитателя дети отгадывают животное, показывают его на выставленной картинке среди других и называют.
Д/и «От кого ушел Колобок?» — игра с мячом.
Д/и «Кто где живет?»
Цель: «поселить» животных в лесу или около дома.
Д/и «Закончи фразу»
Д/и «Загадай загадку»
Цель: ребенок получает картинку и, не показывая ее другим, старается описать животное так, чтобы дети догадались, кто изображен на картинке.
подвижные игры:
«Лиса в курятнике»
Цель: упражнять детей в прыжках со скамейки (внимание на мягкое приземление).
«Бездомный заяц»
Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:
Зайцы в поле побежали,
По полянке поскакали…
Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.
«Волк во рву»
Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается ров (ширина 80 см). Во рву – волк. Дети стоят у края площадки – это козы. Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.
«Медведи и пчелы»
Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) – медведи, другая — пчелы. На расстоянии 3-5 м от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8-10 м – луг. Пчелы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на стенку – в улей – и лакомятся медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» пчелы летят и жалят медведей (дотрагиваясь до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями.
«Зайцы и волк»
Одного из играющих выбирают волком. Остальные – зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк – на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца выбирается другой волк.
«Спящая лиса»
Выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой – дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребенка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со всеми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.
Словесный метод
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. В своей работе я проводила беседы:
1.Беседа «Что растет в лесу?»
Цели: дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему осеннего леса; вызвать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к растениям; совершенствовать речь, развивать мышление.
2.Беседа «Как звери к зиме готовятся?»
Цели: закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.
3.Беседа «Дикие животные»
Цели: уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным.
4.Беседа «Экскурсия в лес»
Цели: познакомить детей с лесом, с профессиями, связанными с лесом, лесными обитателями и предметами из дерева; воспитывать любовь к родной природе; научить детей поведению в лесу.
5.Беседа «Что мы сажаем, сажая леса?»
Цели: обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном); объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу; систематизировать представление о лесе как об экосистеме; совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность; воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.
6.Беседа « Сбережём удивительный мир растений и животных леса»
Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувство сопереживания и сопричастности к природе; расширение кругозора дошкольников; развитие устной речи, внимания, мышления.
7.Беседа: «Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка»
Цели: знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.
Анализ результативности.
В результате целенаправленной и систематической работы, я добилась положительных результатов в работе. Детям интересна эта тема. Они с большим интересом рассуждают, анализируют, сравнивают, делают выводы. Внимательно слушают рассказы, беседы о лесе и его обитателях. Эта тема интересна и родителям, они проявляют интерес, активно участвуют в выставках, помогают в оформлении познавательного уголка, в приобретении познавательной литературы.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Возникают трудности в приобретении познавательной литературы.