Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Урок-семинар на тему: «Каждый человек ответственен за добро и зло» по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс.
Цель:
1. Проследить в романе соотношение вечных ценностей добра и зла
(гл. 2, 12, 23, 24, 32);
2. Учить ребят понимать добро и зло, воспитывать милосердие и
сострадание.
3. Понять замысел писателя.
Форма проведения:урок-семинар.
Оборудование:компьютер.
Ход урока.
- Лекция учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» — главный в творчестве М.А.Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, почти до самой смерти, сделал 8 (!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, за который заплачено жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.
Это произведение с нетрадиционными для нашей литературы образами Иисуса и дьявола вызывало оживлённую дискуссию среди советских литературоведов. Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их разрешения, ни по образам персонажей, ни по стилю.
Критик В.Лакшин не без иронии отмечал: «Когда в 60-ые годы имя Булгакова вдруг загорелось на литературном небосклоне как сверхновая звезда, первыми растерялись профессора и искусствоведы: в их курсах и учебных пособиях по советской литературе и театру 20 – 30-х годов этому писателю почти не находилось места…» Но М.Чудаков и другие критики сразу признали, что о романе нельзя судить с позиций традиционных, что это особое произведение. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
— Согласитесь ли вы с критиками и какие Особенности этого романа отметите?
(Сплавились миф и реальность, сатира и юмор, романтический сюжет, это философский роман, по построению роман в романе).
Учитель:
— Рассмотрим миф – реальность – романтизм на примере глав 2, 12, 23, 32.
Обратимся к главе 2. Вы работали дома над следующими вопросами:
1. Что есть истина?
2. Что проповедует Иешуа?
3. Почему Понтий Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к смерти?
Сегодня в наш словарь мы запишем несколько слов, первое из них – истина. Как трактует это слово «Толковый словарь»?
(Зачитывается на слайде определение слова «истина»).
Учитель:
Человеку не дано знать истину. Сложно познать истину, но Иешуа легко объяснил её.
1. «Истина в том, что у тебя болит голова». И это есть уже что-то вещественное, относящееся к человеку, исходящее от человека и замыкающееся на нём.
Что проповедует Иешуа?
2. Прав ли Иешуа, говоря, что все люди добры? В чём, по-вашему, преступление Иешуа?
(Он бродячий философ, мечтающий о добре, о свободе, об истине; он думает и говорит не как все, в этом, очевидно, его преступление).
3. Почему Понтий Пилат подтверждает этот смертный приговор?
(Пилат поддерживает власть кесаря, он сам продукт государственной власти, должен поддерживать государственность, он один не может противостоять обвинению, хотя пытался спасти, склоняя его на компромисс).
4. Существует библейская легенда об Иисусе, прослушаем её и подумаем над вопросом6 отличается ли Иешуа от Иисуса?(Зачитывается легенда об Иисусе из «Детской Библии» с.292).
(Он больше человек, бродяга-философ, не силён физически, но силён духом).
Итак, в главе 2 три смысловых ключа, начало их вы видите на слайде. Попробуйте продолжить:
не вера, а …(истина)
не зло, а … (добро)
не власть, а … (свобода)
Учитель:
От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества. Эти утверждения Булгаков проверит жизнью, всем ходом человеческой истории.
Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди?
Мы подошли к 12 главе.
1. Кто такой Воланд? Каким вы его увидели в начале романа?
(Индивидуальные задания).
2. Кто-то из окружающих догадывается, что он дьявол?
(Мастер и Маргарита догадываются, что это Дьявол).
Существует целая наука о дьяволах, называемая демонологией. Каких «родственников» Воланда вы знаете?
(Индивидуальные задания).
3. Похож ли Воланд на своих «родственников»?
(Да. Он вобрал в себя черты Люцифера. А, в общем-то, это фантастическое существо, потому что дьявола такого, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало).
4. Кого и за что наказывает Воланд? Приведите примеры московской
дьяволиады.
5. Так кто же Воланд? Злодей или судья, карающий порок?
Работа в 2-х группах.
Однозначно оценить Воланда нельзя. Даю вам три точки зрения разных критиков. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется убедительнее, аргументируйте её:
В.Лакшин: «Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия».
Л.Яновская: «Воланд – сила, вскрывающая, разоблачающая зло. Он умеет различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно, нетленно».
Е.Яблоков: «Воланд – внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес – человеческий…»
Заслушав всех, работаем в тетрадях.
Тетрадь.
Ему ближе дух иронии, сомнения, отрицания. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Он восстанавливает равновесие между добром и злом.
Сталкивая людишек с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными, обыденными представлению, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток… Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни, спадает покров с серой повседневности и мир предстаёт перед нами во всей наготе.
6. Можно ли сказать, что порок полностью наказан?
(Частично да. Иуда убит, произошли передвижения по службе, но ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена).
Учитель:
Но мы должны помнить! (Обращение к итогам прочтения).
Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
Кто в романе следует избранным идеалам, идеям?
(Заслушиваются ответы уч – ся ).
Учитель:
Обратимся к третьему пласту романа – романтической любви Мастера и Маргариты.
1. Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?
(Они живут по нравственному выбору. Они прощают порок, Мастер – Пилата, Маргарита — Фриду).
Обратимся ещё раз к нравственному выбору. Вывод: человек прощает человека и несёт ответственность за свои поступки, за добро и зло.
2. Каково отношение к Мастеру и Маргарите автора и ваше?
История с романом, который пишет Мастер, — это в какой-то мере история романа Булгакова. По мысли писателя его долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться.
3. О чём этот роман?
Вывод (записывается в тетрадь):
Этот роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Учитель:
Каким бы ни был мир, в котором мы живём, помните: назначение человека – делать добро, быть добрым.
Даже если как исключение
Вас растаптывает толпа,
В человеческом назначении 90% добра!
Домашнее задание:
Творческая работа (на выбор)
1. Мысли и чувства, возникшие после изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия или носитель зла?