Конспект урока-концерта по любовной лирике А.С.Пушкина в 9 классе.

Конспект урока- концерта по литературе в 9 классе по теме «Любовная лирика А.С. Пушкина»

«Я вас любил…»

 

 

Цели урока:

·         познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;

·         научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви, показать, как красивы, благородны, искренни чувства поэта;

·         развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина;

·         воспитывать высоконравственные и эстетические идеалы;

·         воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, мультимедийная презентация (приложение), музыкальное оформление

 Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Эпиграф: Он пел любовь, но был печален глас.

                  Увы, он знал любви одну лишь муку.

                                                             В.А.Жуковский. 

 

Ход урока.

Учитель: (на фоне музыки) Вся жизнь Александра Сергеевича Пушкина в его стихах. Стихи – это поэтическая исповедь, дневник души поэта. И любовь   написала много прекрасных страниц в этой книге. Давайте перелистаем некоторые из них. Нам предстоит заглянуть в мир чувств Александра Сергеевича, и главное для нас – глубже окунуться в мир его поэзии.

(на слайде демонстрируется портрет Е.П.Бакуниной)

Ученик(в роли Пушкина) (на фоне музыки): 29 января 1815 года. Лицей. «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута!

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался…

Отрадой тихою, восторгом упивался..

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!»

Учитель: В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную отроческую любовь, которая принесла ему много страданий.

Катенька Бакунина появилась в Царском Селе в 1815 году. Она приезжала в Лицей вместе с матерью навещать своего брата. Бывала она и на лицейских балах. Прелестное лицо её, дивный стан, очаровательное обращение производили всеобщий восторг. «Сердечко Пушкина страдало по Бакуниной», — упоминал позднее в воспоминаниях И.Пущин.

В Бакунину были влюблены многие лицеисты: сын бывшего директора Лицея – И.Малиновский – был её поклонником, И.Пущин писал ей письма, а Пушкин – стихи. Александр Сергеевич посвятил ей ещё не одно стихотворение.

 Ученик (в роли Пушкина) (на фоне музыки Г.Свиридова «Метель»):

О, милая, повсюду ты со мною,

Но я уныл и втайне я грущу.

Блеснет ли день за синею горою,

Взойдёт ли ночь с осеннею луною –

Я всё тебя, прелестный друг, ищу…

 

(При последних звуках на следующем слайде демонстрируется портрет Е.К.Воронцовой)

Учитель: Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал тогда из Кишинёва в Одессу. Воронцова произвела на Пушкина большое впечатление. «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё», — отмечает писатель Соллогуб.

Поэту предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке "Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да благословенна его память".Это кольцо Пушкин бережно хранил, он верил, что перстень бережёт его поэтический дар. 

9 августа поэт приехал в Михайловское. Здесь он работал над над 3-ей главой романа «Евгений Онегин». Иногда к нему приходили письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий Пушкин рисует портреты Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет знаменитое письмо Татьяны.

В исполнении ученицы звучит «Письмо Татьяны» из романа «Евгений Онегин»

Учитель: Пушкин не перестаёт думать о Воронцовой. Ей он посвятил стихотворение

Ученик(в роли Пушкина):

Там под заветными скалами,

Теперь сидит печальна и одна…

Одна…никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна…ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…

Никто её любви небесной не достоин… я спокоен.

Учитель: Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух, и притом подряд, т.е. когда кончались все тома, чтение возобновлялось с 1-ого тома. Она сама была одарена тонким художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для неё воспоминания молодости. 

(Звучит музыка. После нескольких секунд демонстрируется портрет А.П.Керн).

Учитель: Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

Ученик(в роли Пушкина): «Позволительно ли быть до того прелестною?!» — воскликнул я, увидев жену 52-летнего генерала Керна. Весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней.

Ученик: И вот прошло 6 лет. Многое переменилось с тех пор. Жизнь даровала Пушкину и мрачные и светлые минуты, тусклые будни и ослепительные праздники.

Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке П.А.Осиповой. «Мы сидели за обедом и смеялись, — вспоминала А.Керн, — вдруг вошёл Пушкин с большою толстою папкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях…Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу».

Как-то вечером, вскоре после приёма Анны Керн, Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское, Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи и поехали.

Через много лет Анна Петровна вспоминала: «Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным».

На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгений Онегин». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

 В исполнении ученика звучит стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Учитель: Что испытала Анна Керн в это поистине «чудное мгновенье» своей жизни? Мелькнула ли у неё мысль о бессмертии? Скорее всего нет. Она была счастлива в этот миг. Бесспорно, сердце её переполнилось грустью и волнением; наверное, она догадывалась о том, какую жемчужину держит в руках. Но сумела ли она понять, в чём гениальность этих стихов? Должно быть,  она жадно искала там похвал своей красоте, свидетельств восхищения, ведь для неё это было любовное послание. Разглядела ли она, что стихи не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта? Что «чудное мгновенье», о котором вспоминает Пушкин, — не только встреча в доме Олениных, но и волнения ранней молодости, блеск петербургских салонов, общение с высокими умами и яркими талантами, с прелестными и благосклонными красавицами – всё то, что ослепило его после лицейского уединения?

Жизнь «без слёз, без жизни, без любви» — это существование поэта вне творчества. «В душе настало пробужденье» — это о поэтическом вдохновении, посетившем его в Михайловском, открыв в себе дивную силу, обретя уверенность: «Я могу творить».

Ученик: Прошло 15 лет. Пушкина уже 3года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его ещё раз пересёкся с жизненным путём Анны Керн.

Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. «Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою, — рассказывала потом Анна Петровна, — …чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему простит!»

Романс был закончен в 1840 году, а посвящён – тоже Керн, только Екатерине, дочери Анны Петровны, в которую был страстно влюблён композитор.

Прослушивание романса «Я помню чудное мгновенье…»

(На слайде демонстрируется портрет А.Олениной).

Учитель: В 1827 году Пушкин возвращается в Москву. Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставшим от жизни, от бесконечных скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни.

Увидев 20-летнюю красавицу, Пушкин влюбился. Красавице льстило, что великий гений России припал к  её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ.

Поэт страдал. С его-то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал, молчал. Нет, не совсем молчал. Душа его работает, стонет, переплавляет удар – во что? Сейчас каждый образованный человек знает эти бессмертные строки:

 В исполнении ученика (на фоне музыки) звучит стихотворение «Я вас любил, любовь ещё,  быть может, …»

(На слайде демонстрируется портрет Н.Н.Гончаровой).

Учитель:(на фоне музыки) Мы открываем самые  прекрасные и самые трагические страницы в жизни А.С.Пушкина.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 130-ой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им все эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.

Ученик(в роли Пушкина): «Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась».

Учитель: Н.Н.Гончаровой только минуло 16 лет, когда они впервые встретились с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот замечательный вечер поражала всех классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз. Слава его уже тогда прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, — не то что сконфузили, а как-то придавили её. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность только возвысила её в глазах поэта.

Ученик(в роли Пушкина):

Когда в объятия мои

Твой стройный стан я заключаю

И речи нежные любви

Тебе с восторгом расточаю,

Безмолвна от стеснённых рук

Освобождая стан свой гибкий,

Ты отвечаешь, милый друг,

Мне недоверчивой улыбкой;

Прилежно в памяти храня

Измен печальные преданья,

Ты без участья и вниманья

Уныло слушаешь меня…

Учитель:Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ матери неопределёнен: дочь ещё слишком молода. Но Пушкин не впал в отчаяние. 1 мая 1829 года он написал матери Натали – Наталье Ивановне Гончаровой…

Ученик(в роли Пушкина): «На коленях, проливая слёзы благодарности, должен был бы я писать теперь… Не обвиняйте меня в неблагодарности; если я не ропщу. Но извините нетерпение сердца, больного и опьянённого счастьем. Я сейчас уезжаю и в глубине души увожу образ небесного существа, обязанного Вам жизнью».

Учитель:Мучась ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ. И только в конце сентября возвращается в Москву, затем в Петербург. Вдруг он неожиданно получил привет от Гончаровых. В начала апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись с пометкой «С французского»

Ученик(в роли Пушкина): «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целых 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, — она…почти моя.

Нет сомнения, предложение моё принято. Надинька, мой ангел, — она моя! Все печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью».

Учитель:Но на пути к счастью снова преграды: размолвки с Натальей Ивановной, а тут ещё эпидемия холеры и карантин задержали Пушкина на целых 3 месяца в Болдине.

Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны… Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу-жену.

 В исполнении ученика (на фоне музыки) звучит стихотворение «Мадонна».

Ученик(в роли Пушкина): «Я женат и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился… жёнка моя – прелесть не по одной наружности».

Учитель:Несколько месяцев после женитьбы в Царском Селе были, вероятно, самыми безоблачными в их совместной жизни. Письма Пушкина Наталье Николаевне искренни, полны любви и нежности.

Ученик(в роли Пушкина): «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».

Учитель:Наталье Николаевне не было равных во всём Петербурге. Пушкин считал, что жена его – прелесть, но любил душу её больше красивого лица.

Ученик(в роли Пушкина): «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица».

Учитель:Шёл уже четвёртый год с тех пор, как поэт женился. И годы эти всё более убеждали, что он сделал счастливый шаг к перемене своего положения, превратившись из холостяка в любящего мужа и отца.

Ученик(в роли Пушкина): «Жена моя – прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе созданье».

Учитель:Несмотря на долги, вынужденные разлуки Пушкин счастлив.

Ученик(в роли Пушкина): «Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь кажется и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться». 1836 год.

Учитель:(на фоне музыки) Закрыта последняя страница поэтического дневника А.С.Пушкина. и хочется ещё раз повторить, что любовь для поэта – это прекрасное, животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня. Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом, а восторг – стихами.

Домашнее задание: (на слайде)1) выучить наизусть одно из стихотворений: «К***», «Я вас любил…», «Мадонна»; 2) ответить на вопросы:

·         как в каждом стихотворении показано развитие интимного чувства?

·         Какие свойства души поэта, его мировосприятия раскрывает каждое из них?

·         Почему воскресает «мимолётное виденье» в стихотворении «К***»?

·         Какие чувства лирического героя отражены в стихотворении «К***»?

1405
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!