Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Проблемно-развивающее обучение на уроках истории и обществознания как средство по формированию ключевых компетенций учащихся».

 

Актуальность и перспективность опыта.

     Система исторического образования, на этапе масштабных цивилизационных изменений, призвана стать фактором, обеспечивающим условия для поступательного развития общества.  Сегодня, как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, коммуникабельностью и при этом обладают высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения

     Проблемно-развивающий метод на уроках истории и обществознания

нацелен на формирование ключевых компетенций учащихся, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

 

Концептуальность.

     Своеобразие и новизна предлагаемого опыта состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики, информационные и кейс-технологии, в создании доброжелательной атмосферы на уроке, чтобы:

— учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

— создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

— построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;

— способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

— научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

— видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

     Основные принципы, которые используются в постановке данного опыта:

1. Принцип проблемности. Этот принцип, как и любой другой, отражает закон некоторого явления. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность.

2. Принцип мотивации. Использование данного принципа позволяет мне не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее развития. Побуждение учащихся к активной жизнедеятельности, стимулирует у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям. 

 

Наличие теоретической базы опыта.

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил, учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, Ф.А. Дистервега, представителей "нового воспитания", которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний и выступали за "активные" методы обучения.

     В начале 30-х гг. XX в. определенное влияние на развитие теории проблемного обучения оказали исследования психолога С.Л. Рубинштейна, а, обосновавшего зависимость мыслительной деятельности человека от решения проблем, и концепции проблемного обучения, сложившиеся в педагогике на основе прагматического понимания мышления.

В отечественной педагогике теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться с 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника.

 Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев).
          Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером, Н.Г. Дайри, Д. В. Вилькеевым. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Разработаны способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. Возникла система методов обучения, в которой создание проблемной ситуации учителем и решение проблем учащимися стали главным условием развития их мышления.

         Таким образом, изучив различные точки зрения педагогов и психологов, можно сделать вывод, что проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

 

Ведущая педагогическая идея.

     Моя педагогическая идея заключается в тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической

деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в

целостном педагогическом процессе.

 

Оптимальность и эффективность средств.

В своей деятельности использую методы и приемы обучения, средства, которые способствуют формированию ключевых компетенций учащихся. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

-         технологии личностно-ориентированного обучения, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – это не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;

-         технологии проблемного обучения, так какповышается уровень знаний учащихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения организовать поиск решений в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

-         технологии развивающего обучения.Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, влияние окружающей среды и условий.

-         технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. Ведьучебная деятельность немыслима без учёта особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;

-         педагогическим мастерским, где ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету, где царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения;

-         проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением; формирует  навыки работы с различной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь.

 

Результативность опыта.

     Качество знаний по истории и обществознанию за последние 2,2 года при 100% успеваемости составило:

история

Классы

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Iчетв. 2014-2015 уч. год

ур. обуч. %

кач. зн. %

ур. обуч. %

кач. зн. %

ур. обуч. %

кач. зн. %

5

100

58

100

77

 

 

6

100

89

100

58

100

76

7

 

 

100

88

100

59

8

 

 

 

 

100

89

обществознание

6

100

90

100

76

 

7

 

 

100

90

 

 

Результативность проявляется в:

 

— результатах участия в Муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиаде;

Год

Предмет

Количество участников

2013-2014

 

История

Иванов Михаил (7А)

2014-2015

 

Торопов Тимур (7Б), Вавилин Н.(7Б), Богдашкина О. (7А), Елистратов Д. (8А), Шиндин Д. (8А), Раслова А. (8Б)

2013-2014

 

 

 

Обществознание

Раслова А. (8Б) — победитель

2014-2015

 

Торопов Тимур (7Б), Калошина К. (7А), Морозова И. (7А), Насонова В. (8Б), Ковалева А. (8А), Раслова А. (8Б), Подмарева К. (8Б)

 

— Всероссийский конкурс «Игры разума».

Количество участников

Год

Класс

3

Богдашкина О.(6А), Вавилин Н.(6Б), Казарян С. (7Б)

2013-2014

6-7

 

Возможность тиражирования.

В целях обмена опытом провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединений учителей школы.

Кроме этого некоторые методические разработки мною размещены на личном сайте, а также мой личный опыт размещен на сайте школы молодого педагога РМ.

 

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих

основные формы и приемы работы с учащимися.

     Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций, используемых мною на уроках:

1.     Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал «Ура!», а в Куликовской битве (1380 год) «Ура!»! раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

2.     Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например:   1)По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?

                    2)Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

3. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из     нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один,  наиболее на их взгляд убедительный.

Например:

4.     Рассматривание явления с различных позиций.

Например:

8 класс.

Тема: «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов».

Перед изучением материала темы ставлю перед учащимися учебную задачу:

«Сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью, карьерой? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?».

Изучив ход и итоги выступления, знакомлю ребят с различными точками зрения на выступление декабристов:

Оценки движения декабристов.

1. «Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты». П. Вяземский.

2. «Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия». В. Ленин.

3. «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина». П. Чаадаев.

4. «Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». М. Корф.

5. «Эти замыслы были чужды для русского ума и сердца». Н. Греч.

6. «Порядок вещей, который господствует и который так трудно искоренить, должен был рано или поздно привести к подобному результату». Николай 1.

7. «И эта штука не удалась!» М. Сперанский.

8. «Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье» А. Пушкин.

1. После ознакомления с материалом темы, провожу дискуссию «Кто же такие декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?».

Итог дискуссии подвожу словами М.И. Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников».

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

         Таким образом, проблемно-развивающее обучение вооружает школьников методами  познания окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе, формирует у них ключевые компетенции, такие как:

·         политические и социальные компетенции(способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)

·         компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)

·         коммуникативные компетенции(владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов)

·         компетенции, связанные с возникновением информационного общества(владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)

·         когнитивные компетенции(готовность учиться всю жизнь)

 

836
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!