Организация контроля и оценки знаний на уроках английского языка, как средство повышения мотивации и
Сегодня мы являемся свидетелями того, что иностранный язык становится реально востребуем. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономику и осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами.
В современном курсе обучения иностранным языкам возрастает роль контроля, как средства, повышающего мотивацию учеников, активизирующего их познавательную активность, обеспечивающего сопоставимость результатов обучения и, в конечном итоге, определенный, необходимый обществу стандарт обученности, причем школьники должны быть готовы к сдаче ЕГЭ, который вскрывает противоречие между новыми требованиями и традиционным обучением.
Любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую реакцию ученика. Оценка может вдохновить, поддержать, а может и огорчить, усугубить низкую самооценку. Таким образом, оценка не только изменяет знания, соотносит их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность ученика и способствует формированию адекватной самооценки.
Над важностью контроля на уроках иностранного языка работали такие ученые, как Миролюбов А. А., Рахманов И. В., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., в их статьях подробно рассматриваются вопросы отбора новых методов и приемов, проблемы выбора соответствующих образовательных парадигм и разработки критериев, как для устного, так и для письменного экзамена.
Контроль по своей сущности – явление агрессивное. И корни этой агрессивности находятся в намерениях учителя заставить школьника добросовестно учиться и в той власти, которую каждый учитель имеет над учащимися, вернее, в возможности проявить свою власть. Проверка и оценивание знаний на уроках английского языка должны быть систематическими, индивидуальными и объективными.
В своей статье мне хочется остановиться на формах контроля. В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля: устный контроль, письменный контроль, тестирование.
В практике преподавания всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Однако понимание прочитанного текста, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
Опрос – это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Она является наиболее распространенной и адекватной формой контроля знаний учащихся.
При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого учитель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Также к положительным сторонам устной формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.
Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика по определенной теме, а также его объяснение или сообщение.
В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех учащихся. Учащиеся могут предложить свой план ответа или исправить те ошибки, которые были допущены при ответе их одноклассником. Нужно рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто отвечал, но и того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Также можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановку вопросов учащемуся, отвечающему у доски. Если отвечающий учащийся испытывает определенные затруднения, то можно предложить остальным ученикам группы поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказа текста.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса учитель может дать и такое задание, как приведение своих примеров по заданной теме. Но для этого обязательно нужно сделать установку на подобный вид работы. Даже небольшой по времени индивидуальный контроль, с одной стороны, приводит к относительной пассивности всего коллектива, а, с другой стороны, выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, охватывающими основной материал. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.
Эта форма контроля является довольно распространенной в современной школе, причем на одном уроке один и тот же ученик может отвечать неоднократно. Как уж говорилось выше, при таком опросе может иметь место монологическое высказывание одного ученика по теме, по ситуации общения в связи с прочитанным или прослушанным текстом, заранее подготовленное сообщение и так далее. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи учащихся и уровне ее сформированности. В этом и есть основное достоинство индивидуального опроса как формы контроля.
Фронтальный опрос — это такой этап урока, на котором, как правило, учитель опрашивает учащихся всей группы. Такая регулярная форма контроля может проводиться несколько раз в течение урока. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений.
Как форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки. К его положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех учащихся группы, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в группе.
Для того чтобы вовлечь в работу всех учащихся, вопросы учителя должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание темы. С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.
Отдельно хотелось бы выделить такую, наиболее распространенную форму письменного контроля, как тест. Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового материала.
Тесты выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения.
Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традицион-ной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику.
Главная отличительная черта теста — объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Тестирование в обучении иностранному языку проводится для выявления:
1) уровня достижения в определенном виде деятельности;
2) способностей к определенному виду деятельности;
3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.
Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими).
Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности.
Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
Тесты могут определять уровень обученности или язы¬ковой компетенции учащегося относительно уровня других учащихся или относительно опреде-ленного критерия. Таким образом, результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности учащихся, для отбора их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обуче¬ния.
Учитель в своей практике может применить любой способ оценивания знаний, умений и навыков, главное, чтобы учащийся одобрил его, а результаты внедрения не заставили себя ждать. Хочется верить, что грамотный и систематически организованный контроль знаний повысит познавательную активность и мотивацию к изучению английского языка у учеников.
Список литературы
1. Абасов З.С. От оценки учителя к самооценке ученика // Директор школы. – 2006. — № 2 – с. 63
2. Алешин Л.И. Контроль знаний без традиционных оценок как элемент совершенствования методов обучения // Иностранные языки в школе.-2003.-№ 4 – с. 29
3. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки в области изучения иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. — №5. – с. 6
4. Ковалева Г.С. Оценка знаний и умений. // Школьные технологии. – 2002. — № 6. – с. 203
5. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.
6. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1999. – 373 с. 7. Рахманов И. В. Формы организации контроля знаний учащихся на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 1994. — №4. – с. 6