технологическая карта урока информатики 5 кл
Технологическая карта урока
Учитель Улыбин Сергей Иванович
Название предмета информатика и ИКТ Класс 5 Урок № 31 Дата
Тема Создание движущихся изображений
Цели:
· образовательные — сформировать представление о простейших способах создания движущихся изображений; закрепить навыки обработки графической информации.
· развивающие — развитие внимания, логического мышления, информационной культуры учащихся;
· воспитательные– воспитание нравственных качеств: аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Место урока в системе уроков данного раздела: шестой урок раздела «Информация вокруг нас»
Тип урока: Урок построения системы знаний
Форма проведения: Урок — практическая работа
Основные термины и понятия:
· сюжет;
· сценарий.
· анимация;
· настройка анимации.
Организация пространства:
·Межпредметные связи: ИЗО
·Ресурсы (наглядность, оборудование, ИКТ): •ПК, мультимедийный проектор, экран.
·Формы работы:индивидуальная, групповая
УУД
Личностные (Л): готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные:
· Регулятивные (Р): соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
· Познавательные(П): умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе создание картинок, презентаций и др.
· Коммуникативные (К): Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.
Предметные (Пр): дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые результаты
(метапредметные)
Возможные
используемые инструменты
I. Организационный 1-2 мин
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт положительный психологический настрой.
Приветствуют учителя.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
II. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного
Материала
5 мин
— Сегодня на уроке мы с вами будем смотреть мультфильмы.
Смотрятмультфильм.
.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
III. Постановка познавательной задачи
1-2 мин
Предлагает обсудить просмотренный мультфильм:
— Вам понравилось?
— А как вы думаете, в какой программе я создала эти мультфильмы?
-Да, это программа Microsoft Power Point. (НаLinux этоOO Impress).
-Как вы думаете, как создать такой мультфильм?
-А вы бы хотели научиться рисовать такие мультики?
Обсуждают, высказывают мнение, отвечают на вопросы.
строить логическое
рассуждение, умозаключение
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин
— Сейчас я вам покажу, как можно создать анимацию в Microsoft Power Point (OOImpress), а затем вы сами попробуете создать такую-же. Вы можете делать пометки в своих тетрадях.
Создаётся пустая презентация, вставляется изображение (например, смайлик) и создаётся анимация для него: Настройка анимации – Эффекты — Пути перемещения — Пользовательский путь (нарисовать его) – начало: после предыдущего – скорость: медленно. Вставить другой объект, провести для него те же самые пути, запуск вместе с предыдущим.
Настроить смену слайда автоматически через 3 секунды, применить ко всем.
-Как вы думаете, получится ли у меня нарисовать красивые картинки в Microsoft Power Point?
-А где мне их лучше нарисовать?
-Да, нарисовать картинки можно в графическом редакторе, выделить и вставить в презентацию.
Смотрят, записывают. Отвечают на вопросы учителя.
формирование коммуникативной компетентности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/
V. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний
15- 18 мин
Контролирует процесс, помогает учащимся преодолеть трудности.
Запускается электронная физминутка для глаз.
Помогает придумать и создать презентацию в Microsoft Power Point (OOImpress). Тему мультфильма учащиеся выбирают сами.
Выполняют упражнения физкультминутки.
Выполняют задания практической работы на компьютере.
исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
V. Подведение итогов. Домашнее задание
3 мин
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-Запишите, пожалуйста домашнее задание.
-Это наш с вами первый шаг в создании таких маленьких анимационных фильмов.
-Вам понравилось?
-Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
-Дальше мы будем создавать более сложные и интересные анимации в Microsoft Power Point (OOImpress) и других программных пакетах. Дом зад: Придумать и создать мультфильм о своей семье.
Спасибо за внимание.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Литература:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Интернет-ресурсы:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
1. Персональный компьютер — рабочее место учителя и учащихся
2. Мультимедиапроектор
3. Интерактивная доска
4. Источник бесперебойного питания
5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
6. Сканер
7. Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1.Операционная система.
2.Интегрированное офисное приложение, включающее графические редакторы, программу разработки презентаций.
Анализ урока информатики и ИКТ в 5 классе.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Тема: Создание движущихся изображений.
Так как по типу урок — построения системы знаний, то была выбрана такая структура:
1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.
2 этап – подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через беседу и тематические вопросы.
3 этап – постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии. Тип деятельности учащихся носил проблемный характер.
4 этап – усвоение новых знаний и способов действий. Предлагалось определить, основываясь на предыдущем опыте учащихся, какие программные средства необходимо использовать, чтобы достичь поставленной цели. Использовалась межпредметная связь с изо.
5 этап - закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний осуществляется через индивидуальную работу за компьютером. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер. Использовались информационно-коммуникативные технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и проектная технология.
6 этап – подведение итогов и рефлексия через систему наводящих вопросов и самооценку деятельности учащихся.
Это шестой урок в цикле уроков раздела «Информация вокруг нас». На нем закрепляются, систематизируются и углубляются знания учащихся, полученные при работе с графическим редактором, формируются навыки работы с приложением для создания презентаций. Урок работает на последующее успешное выполнение работ, связанных с созданием анимированных изображений.
При составлении сценария урока учитывались инициатива президента о проведении в 2013 году «Года охраны окружающей среды» и психолого – педагогические особенности класса. А именно, различия детей по доминанте функциональной ассиметрии головного мозга (левополушарные, правополушарные и смешанного типа восприятия), различия по каналам восприятия (аудиалы, визуалы и кинестетики), уровень владения главными надпредметными способами учебной деятельности (умения обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.), различия детей по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики). Класс обучается по УМК «Сферы» и по ФГОС. В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и задачи урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленную цель урока.
На уроке использовались следующие методы обучения:
1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
Технологии обучения:
1. Икт – презентация – просмотр презентаций, подготовленных учителем.
2. Проблемного диалога – анализ учебной задачи и путей её решения.
3. Проектная технология – создание анимированного мультфильма-презентации.
Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.
Работа с приложением для создания презентаций носила частично-исследовательский характер.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока информатики подходы:
· Текстоориентированный: работа с текстом художественного стиля.
· Функциональный: определяли роль концовки текста.
· Интегрированный. Осуществлялась метапредеметная связь с, изо.
· Личностно-ориентированный подход реализовывался через индидуальное выполнение задания, ориентирование на качественный результат выполнения работы.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как
· Коммуникативная и информационная (умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
· умение работать индивидуально для достижения поставленной цели,
· личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
На уроке использовался коллективная форма работы (определение темы и задач урока, анализ поставленной проблемы и путей ее решения), индивидуальная и творческая работа.
На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса.
Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.
Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.