УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:«МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

 

                              «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

         

               УРОК   ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

                                          

                                                                              Волгушева О. М.

                                                                       учитель русского языка

                                      ГКС (К) ОУ РМ  «Поводимовская школа- интернат»

                                 с. Поводимово Дубенского района Республики Мордовия

 

ЦЕЛЬ.

                   1.Закрепление понятия о местоимении.

                   2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

 

ЗАДАЧИ.

 

    1.Коррекционно –образовательные.

— Формировать представление о местоимении как части речи..

— Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

— Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

— Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

— Учить соотносить местоимения с именами существительными.

 

     2. Коррекционно-развивающие.

— Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

— Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

— Развивать память, наблюдательность, внимание.

— Обогащать словарный запас учащихся.

— Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

 

3.Коррекционно-воспитательные.

— Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

— Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

 

 

                                                Ход урока.

 

       1.Организационный момент.

 

     — Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

 

     2. Проверка домашнего задания.

 

     — Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

 

     3. Формулирование темы и целей урока.

 

     -Какую часть речи мы изучаем?

     -Что обозначает местоимение?

     -Дайте полное определение этой части речи.

     -Для чего люди используют местоимения в речи?

     -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

 

   -А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

   — Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

 

       4. Работа по теме урока.

    

1-й остров

 

 

-Прочитайте название острова. («МЕС»)

-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

 

Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

 

– Кто такие оно, он, она?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.

 


– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

 

2-й остров “ТО”.

 

 

 

– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.

 

                                     

 

Задание острова:

 

– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

 

 

Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.

 

– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача: найти местоимения, определить лицо. Сколько местоимений вы нашли?

 

Итак, подведем итог.             

 

 

                       Работа по учебнику в тетрадях.

 

Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).

 

 Индивидуальники работают по карточкам.

 

                Физминутка для рук «Солнышко»

.

– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?

 

3-й остров “И”.  

 

– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

 

   Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

 

Проверка

– У кого сколько жетонов? (5 штук)

– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

 

                Физкультминутка для глаз. 

 

     4-й остров “МЕ”.

 

   Задание игрового характера «Читая Пушкина»

   Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные. ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

 

В результате на доске появляется запись:

он

она

ты

мы

Кораблик

Царь

Лебедь

Царица

 

Волна

Царевич

 

Корабельщики

 

-  Из какой сказки эти строчки?

– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

 

5-й остров “НИЕ”.

 

Загадки.

 

– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

-Проверим правильность ответов.

 

 

–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

 

Тест «Проверяю себя

 

 

-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)

 

4. Домашнее задание.

 

Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)

 

5. Выставление оценок.

 

   — Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

   — Молодцы… Они получают «4».

   — Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».   

 

Итог.

– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

 

— Спасибо за урок!

 

 

 

                               Список использованной литературы.

 

1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.

2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.

3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.

4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.

6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.

7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.

         10. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

          11. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

          12.  Н. М. Барская. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1992.

          13. М. А. Поваляев. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс,2006.

           14. В. П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку для 5-8 классов вспомогательной школы.- М.: Просвещение,1969.

           15. А.П.Федченко, Л.Ю. Долгих. Учимся рассуждать. Справочный материал по русскому языку для специальной(коррекционной) школы: Методическое пособие.- Иркутск, 2002.

          16. М. П. Филипченко. «Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы».Волгоград «Учитель» 2007.

 

1184
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!