УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».

 

                    УРОК   ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

 

                         «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ   НЕ   С  ГЛАГОЛАМИ».

                                          

 

                                                                Волгушева О. М.

учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ  «Поводимовская школа- интернат»

 

 

 

ЦЕЛЬ.

          

          1. Формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами.

           2.  Актуализация знаний о грамматических признаках глагола (время, число) .

 

ЗАДАЧИ.

 

  1. Коррекционно –образовательные.

— Формировать представление о частице НЕ и ее употребление с глаголами.

— Формировать умение писать частицу НЕ с глаголами раздельно.

— Формировать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».

— Закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков глаголов   (время, число).

— Упражнять учащихся в согласовании глаголов с другими частями речи.

— Закреплять навыки правописания родовых окончаний  глаголов прошедшего времени.

 

     2. Коррекционно-развивающие.

— Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

— Развивать словесную систему мышления.

— Развивать память, наблюдательность, внимание.

— Обогащать словарный запас учащихся.

— Развивать навыки формулирования полных, доказательных ответов.

 

3.Коррекционно-воспитательные.

— Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир  любовь к родному языку, интерес к предмету.

— Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ.

 

 

— оборудование для демонстрации презентации;

 

  -карточки с текстом «Колдовская ночь».

 

 

 

                                                        ХОД УРОКА.

 

  1. Организационный момент.

 

     Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от  них стало так тепло, ярче стал день. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы добры и ласковы. Мы все здоровы. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое. Что вы пожелаете Жене, Саше, Наташе и.т.д.? А что хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу и гостям много приятных мгновений.   

 

-Ребята, послушайте внимательно и подумайте, что напоминает вам этот шум? (звучит аудиозапись шума моря).

 

-Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся вы узнаете если отгадаете загадку.

           (слайд № 1)

 

Что без меня предметы?

Лишь названья.
Но я приду -все в действие придет:

Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

 

-О какой части речи говорится в этом стихотворении?

-Верно, это глагол. И мы отправляемся в путешествие по морю знаний на удивительный остров Глагол.

 

Кто окажется впереди всех? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Кого ждет главное сокровище острова и что это за сокровище? Это мы узнает в конце урока.

-Но прежде, чем отправиться в путь за знаниями, проверим, готовы ли вы к путешествию – проверяем домашнее задание.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

— Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились.

-Молодцы! Вы готовы к уроку.

-Итак, в путь, к новым знаниям.

 

III. Постановка цели и задач урока.

 

        (Слайд № 2)

 

Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит…

Быть может, там таинственных

Ошибок мир лежит?

А может мы с веселыми

Там встретимся глаголами?

Там за бортом, направо

Уже видна земля.

И до земли остался

Лишь поворот руля.

А остров охраняют

Огромный  мудрый кит.

 

-Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.

1.Какая часть речи называется глаголом?

2.Какие вы знаете грамматические признаки глагола? (время, число, род в прошедшем времени).

3.Каким членом предложения является глагол?

4. Как пишется частица НЕ с глаголами?

 

 (Слайд № 3)

 

Сегодня на уроке мы будем закреплять правила правописания частицы НЕ с глаголами, поупражняемся в определении грамматических признаков глаголов, правописании орфограмм в этой части речи.

Эта тема для вас не новая и трудностей, я думаю, у вас не вызовет.

 

 IY. Актуализация знаний учащихся.

 

 -Наше путешествие продолжается. На  заколдованном острове глаголов долгие годы   царит глубокая ночь.

 

 (Слайд № 4).  

 

  — Давайте разбудим глаголы и для этого выполним следующее задание.

-Ваша задача – вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы со значением отрицания.

 

                                КОЛДОВСКАЯ НОЧЬ.

 

Эта ноч_ была полна великой тайны. Ни один звук не нарушал молчания.

Не шелестели на деревьях лист_я.  Замерли ветры, и даже осина не трепетала.

М_рские волны не ударялись о  пр_брежные  скалы, а песок не хрустел под н_гами путников.

     Природа замерла, чтобы не нарушать торжествен_ого покоя колдовской ночи.

 

-Проверим,  правильно ли выполнили задание.

 

 (Слайд № 5).

 

-Чем похожи эти глаголы?( они все с частицей не).

— Какая частица придала глаголам значение отрицания?

— Как она пишется?

— Назовите время и число глаголов.

 

Y.Физкультпауза.

 

  (Слайд № 6 – 7 )

 

    -Отдохнули?

 

YI. Задание «Заморочки из бочки».

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

 Бочка по морю плывет

Давайте посмотрим, что  принесла нам бочка. «Заморочки из бочки».

 

     (Слайд № 8).

 

ЗАДАНИЕ.

Открываем учебник стр. 149 № 198.

Прочитайте пословицы и поговорки. Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Отыщи и исправь недочеты- где нужно, ставьте частицу НЕ перед глаголами. (по очереди, объясняя смыл пословиц). Для удобства можете смотреть на доску.

 

•      Богатому спится: богатый вора боится.

•      Языком косить – поясница заболит.

•      Суши сено, пока солнышко светит.

•      С ложью правда дружит.

•      Кто в море бывал, тот лужи боится.

•      Первая вина прощается.

•      Сам погибай, а товарища выручай.

•      Дружбу за деньги покупают.

•      Когда играют, тогда и пляши.

•      Печальному шутка на ум идет.

•      Яйца курицу учат

•      На удочку кита поймаешь.

 Назовем еще раз пословицы с частицей не. Проверим.

 

    (Слайд № 9)

 

— Откроем тетради. Какое сегодня число? Проговорим его орфографически правильно. Запишем в тетради число, кл. работа, упражнение № 198. Выпишите любые три пословицы с частицей не на выбор. При письме сидим правильно.

             

        Физкультпауза.

 

     «СОЛНЫШКО» (для рук)

 

 

         Релаксация

   -Наше путешествие продолжается и пока глаголы готовят нам следующее задание мы с вами немного отдохнем и поиграем.Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание моря и попадете в «Волшебный сон».

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают,… засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются. 
Все чудесно расслабляется.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
И в вашем единстве – ваша сила.
На счет «три» откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!

 

YII.   Глаголы подготовили нам новое задание. «Кто самый смекалистый?».

-Проверим, кто из вас лучше умеет отгадывать загадки.

-Выполнять это задание будет каждый самостоятельно.

 

-Проведем выборочный диктант.

— Я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать их и выписать глаголы с частицей НЕ .(дети выполняют задание в тетрадях, индивидуальники  работают по карточкам)).

 

ЗАГАДКИ.

— Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

-Летит стрела огневая, никто ее не поймает.

-Течет, течет- не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.

-Маленький, кругленький, за хвостик не поднять.

— И в огне не горит, и в воде не тонет.

   

    (проверка выполнения задания).

 

           (Слайд № 10)

 

 

СКОРОГОВОРКА

 

 -А теперь посмотрите на доску.

 

Не р…би др…ва на тр…ве дв…ра.

 

 -Нужно вставить пропущенные буквы.(один ученик к доске)

 

— Проверим правильно ли выполнили.

 

      (Слайд № 11)

 

— Что у нас получилось? Почему так называется? Произнесем ее. (про себя, вслух).

 

YIII. Домашнее задание.

 

(Слайд № 12)

 

Упражнение № 200, стр. 150 (разбор)

 

IX. Итог урока.

 

Итак, ребята!

Над чем мы сегодня работали?

Что мы выяснили?

— Как пишется частица НЕ с глаголами?

-Какое значение придает глаголам частица НЕ?

-Какие задания помогли вам закрепить умения:

— писать НЕ с глаголами?

-определять грамматические признаки глаголов?

-правильно писать орфограммы в глаголах.

— Какие задания были наиболее трудными и почему?

-Какие задания вам показались наиболее интересными и почему?

 

 

 

X. Выставление оценок.

 

   — Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

   — Молодцы… Они получают «4».

   — Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».   

   

XI. Рефлексия.

Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали на уроке.

-Посмотрите. Глаголы, так же как и я, рады вашим успехам на уроке.

 

(Слайд № 13)

 

-И что же за сокровище мы приобрели на острове в конце нашего путешествия?

— Я считаю, что главные  сокровища, которые мы приобрели на уроке- это знания. Согласны?

-Спасибо за урок!

912
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!