МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Учитель математики  Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната I и  II вида
 Козлова М.П.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

    В концепции модернизации  российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения, успешное решение которых возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподованием учебных дисциплин в школе, так как Россия нужны творцы, яркие личности, специалисты и профессионалы.
В Законе «Об образовании в Российской федерации» утверждается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Понятие «воспитание» транслируется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно — нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм, поведение в интересах человека, семьи, общества и государства.
    При построении воспитательной системы класса и определении её целевой направленности мы исходим из того, что современный человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска наиболее оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. Поэтому так важно, чтобы за годы обучения в школе ученик научился бы самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, анализировать возникающие проблемы, осознанно оценивать свою деятельность, т. е. следовать собственному маршруту.
    Как было отмечено выше, механизмом функционирования воспитательной системы класса является сопровождение ученического коллектива, а также координация взаимодействия родителей и команды педагогов класса.
    Главным системообразующим фактором служит совместная и индивидуальная деятельность учащихся, которая носит творческий индивидуально-личностный характер. Каждая личность уникальна и красива, каждый по — своему воспринимает окружающий мир. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научить делиться своими проблемами.
Главное – создание атмосферы морально — психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива в целом.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
много знать; помогать друг другу; жить в уютной обстановке; не делать другим того, чего не желаешь себе; творить для других добро, если для этого есть возможности.
    Механизм функционирования и построения воспитательной системы мы хотим рассмотреть на примере 11 А класса, выпускного класса и в своей работе каждый классный руководитель стремится, чтобы его ученики соответствовали следующим критериям

 

    Для жизнедеятельности классного коллектива имеет существенное значение участие класса во всех классных и школьных мероприятиях. За все годы ученики 11А класса не пропустили ни одного мероприятия: везде участвовали и достигали неплохих результатов. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Ученики класса принимают активное участие в предметных неделях, общешкольных праздниках, предметных олимпиадах в межрегиональных конкурсах Ибраев Дамир лауреат конкурса по русскому языка, Паничкин Дмитрий лауреат интеллектуально-творческого конкурса по литературе, Климова Света -  победитель конкура «КИТ» среди учащихся 8-9 классов по республике; Чугунов Артем и Бикеева Елена — участники всероссийского творческого проекта «Общение без границ». Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Члены классного коллектива посещают городские спортивные клубы, танцевальный кружок, спортивный кружок. Участвуют в спортивных мероприятиях города, республики,  России и награждены дипломами и грамотати на российском, республиканском, городском и школьном уровне. Вместе с детьми мы совершили экскурсии по  памятным местам Мордовии: город Темников, Макаровский монастырь, Чуфаровский мужской монастырь, музеи Эрзи, краеведческий музей, музей Боевой Славы, музей имени Полежаева, музей народного творчества в Подлесной Тавле Кочкуровского района и экскурсии в Нижний Новгород, Ульяновск, в город Никольск Пензенской области, в Наравчат,  Болдино. Много было проведено встреч с знаменитыми людьми республики: писателями Мордовии, спортсменами и ветеранами ВОВ.
Заметными событиями в жизни класса являются классные часы, Они не проходят спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. Большинство из них объединено в единый цикл «Поговорим о воспитанности», "Моя Родина», «Патриотизм», «Я и моя семья», «Моя будущая профессия», которые включаеют в себя серии классных часов для ставшеклассников. В их подготовке участвуют не только дети, но и родители.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определенной ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство ребят класса открыты и легки в общении, но есть закрытые,  тревожные ученики (Чугунов Артем). За небольшим исключением класс неконфликтен. Ребята идут на контакт с педагогами и со сверстниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
В 11 А классе  хорошо развита самоуправленческая деятельность.  Самоуправление в классе — это поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей с нарушением слуха и взрослых. Создание секторов и работа с советом класса, чередование коллективных творческих поручений позволяет каждому   школьнику занимать активную позицию в жизнедеятельности класса, что положительно влияет на формирование его организаторских способностей, умение управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности.
В классе есть староста класса и работают сектора ( организатор трудовых дел, организатор культмассовых мероприятий, организатор здорового образа жизни, организатор порядка и дисциплины) постоянно меняются ответственные за  подготовку и проведение коллективного творческого дела. Даже классные «мероприятия» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива.
Классный руководитель и учащиеся гордятся своим «местом жительства» в школе — уютным кабинетом. Этот кабинет фактически создан руками учителя и детей и их родителями. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить. Члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте, стремятся сделать классную комнату еще лучше.
Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, воспитателей, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
1. уровень воспитанности учащихся хороший;
2. в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
        3. все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение; в классе хороший микроклимат, в нем нет отверженных. Ребята доброжелательны, самостоятельны, умеют дружить. Они переживают удачи и неудачи одноклассников, болеют за свой коллектив. При проведении школьных мероприятиях стараются держаться вместе. В классе благоприятный психологический климат (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности (тесты Щуриковой «Размышление о жизненном опыте» и Андреева «Удовлетворенность школьной жизнью»)).
Ученики 11А класса имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.
Основой своего успеха работы классный руководитель считает использование в воспитательной деятельности индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому коллективу в целом.
Модель будущего выпускника школы — здоровая конкурентоспосбная, творчески развитая, социально — ориентированная личность, способная строить достойную человеческую жизнь:
умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
умеющая адекватно оценивать свои позновательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта(знаний, компетентности и др.)
умеющая сознательно организовать свой образ жизни в конкретной социально культурной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
Путеводной звездой в педагогической деятельности является высказывание Ш.А. Амонашвили «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо воспринимать их как повторение своего дества, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детй, чтобы быть гуманным педагогом».














 

733
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!