Открытый урок "Размножение и развитие лягушки" 8 класс

Проведение уроков биологии с использованием ИКТ.

 

              Размножение и развитие лягушки. 8 класс.

Цель:

1. Образовательные:
раскрыть особенности размножения и развития земноводных;
– выявить признаки сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

2. Воспитательные:

— воспитание любви к животным;

— развитие интереса к предмету;

— формирование у учащихся бережного отношения к природе.

  1. Развивающие:

— продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их.

Оборудование: презентация, карточки, таблица.

               

                                           Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Повторение ранее изученного материала.

1.Беседа с классом.

2. Работа с карточками.

 

 1. Подчеркни одной чертой сведения о рыбе и двумя – сведения о лягушке:

 

тело разделено на голову, туловище и хвост;

тело разделено на голову и туловище;

имеются плавники;

имеются парные конечности;

снаружи тело покрыто чешуёй;

кожа голая, покрыта слоем слизи;

органы дыхания — жабры;

органы дыхания — лёгкие;

сердце состоит из двух камер;

сердце состоит из трёх камер.

  2. Внутреннее строение земноводных.

 а) органы дыхания лягуш­ки

 

Напишите на указателях названия органов дыхания лягушки.

А) Раскрасьте органы дыхания в голубой цвет.

 

 Б) нервная система лягушки.

Напишите на указателях названия органов нервной системы лягушки.

 Раскрасьте нервную систему в жёлтый цвет.

 

III. Изучения нового материала.

 

  А. Органы размножения.

  Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения земноводных и рыб схожи по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воде, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15–30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Развитие головастика.

Оплодотворенная яйцеклетка
(икринка)

Головастик
(наружные жабры, боковая линия, хвост)

Головастик
(внутренние жабры, боковая линия, хвост, дыхание кожное)

Головастик
(легкие, появление задних конечностей, кожное дыхание, появление передних конечностей, уменьшение хвоста, исчезновение боковой линии)

Лягушонок
(выход на сушу)

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате – 35–40 дней, в холодном (север России) – 60–70 дней.

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают, активно охотится за мелкими беспозвоночными.

Физминутка.

Б. Забота о потомстве.

Для целого ряда земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:

а)Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Гнездо филломедузы. Южно американские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

б)Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы – повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринаской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана, прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

в)Живородность.

Известна для хвостатых (альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

IV. Закрепление изученного материала.

 

Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Признаки

Головастик

Лягушка

Форма тела.

Рыбообразная. Хвост.
На некоторых стадиях развития хорошо развиты две пары конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет.
Хорошо развиты две пары конечностей.

Образ жизни.

Водный.

Наземный, полуводный.

Передвижение.

 

 

Плавание при помощи хвоста.

 

 

На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями.

Пища.

Водоросли, простейшие.

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.

Дыхание.

 

 

Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное).

 

 

Легочное, кожное.

Органы чувств: боковая линия, слух (среднее ухо).

Есть.

Нет.

Нет.

Есть.

Кровеносная система.

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, кровь в сердце венозная.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь в сердце смешанная.

 

Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание: Размножение и развитие лягушки.

 

 

1488
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!