Коррекционно-развивающая работа как специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога

Л.А. Лапшина

Коррекционно-развивающая работа как специфика   профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

Под коррекционно-развивающей и игровой формой обучения понимается исправление или ослабление недостатков и содействие как можно большему приближению развития детей, имеющих недостатки в развитии к уровню развития нормальных школьников. Эффективность исправления недостатков развития, присущих детям с нарушением интеллекта, зависит от правильной организации педагогом учебного процесса и от применения специфических приёмов, методов обучения [3, с. 15].

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются  коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIIIвида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно-направленным [2, с. 140].

Осуществление коррекции познавательной деятельности, недостатков в формировании личности детей с ОВЗпутём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с нарушением интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей, более успешной адаптации в социуме. В результате коррекционно-развивающей и игровой форм работы  у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий [4, с. 59].

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы на начальных этапах обучения, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, специальные упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы.

В младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIIIвида одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки [2, с. 154]. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники  одновременно усваивают правила, поэтому учителю  необходимо  в процессе игровой деятельности, помогать детям. Однако, эта помощь должна быть, по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия [3, с. 16].

Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования.  Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру  я  использую на различных этапах урока.

Также в своей работе важное место отвожу коррекционно-развивающим упражнениям, направленным на активизацию определенного процесса одной из высших психических функций. Так, мышление можно корригировать путем отработки основных ее приемов: анализа-синтеза, сравнения, классификации, суждения, умозаключения, установления причинно-следственных связей и отношений («Кто больше?», «Буквы убежали», «Что лишнее» или «Четвертый лишний», «Закрой форточку», «Логические цепочки», работа над пословицами, загадками, решение кроссвордов и занимательных логических задач).  

Виды памяти корригируются с учетом специфики ее уровня развития у школьников с интеллектуальным недоразвитием и в процессе конкретных операций: запоминания, воспроизведения, узнавания и различения [1, с. 12]. С этой целью в уроки  включаю разнообразные специальные упражнения по коррекции этих аспектов (зрительный диктант «Что изменилось?», «Верни слова» или «Верни фигуры»; разрезные картинки; игра «Собираем букет» или «Собираем урожай фруктов», «Рыба, птица, зверь»).

Внимание, восприятие — это процессы, подлежащие систематической коррекции в ходе всего урока, а также при выполнении отдельных заданий и упражнений («Алфавит», «Числа», «Числа вокруг нас», «Пропусти число», «Исправь ошибки», «Кто наблюдательнее?», «Слушаем тишину», «Слова-невидимки», «Лабиринт»).

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к  напряжению новых групп мышц.  Для управления этими процессами, необходимо  научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения.  Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию,  упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут [1, с. 10]. Приведу пример ряд таких упражнений:

«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев»,  «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т.д.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока.

Основные задачи физкультминутки: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный разряд; совершенствовать общую моторику; выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью.

При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики [2, с. 350]. Физкультминутка может проводиться в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы). Стараюсь, чтобы выполнение было эмоциональным, с участием стихотворных текстов в ритме движений. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения я провожу вместе с общеразвивающими.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

1.                    стимуляция развития речи у детей раннего школьного  возраста;

2.                    подготовка руки к письму;

3.                    тренировка внимания;

4.                    координация движений.

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

«Солнышко», «Вот помощники мои», «В прятки мы играть хотим» и др.                        

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в образовательном учреждении VIIIвида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем, а также обладает огромной пластичностью и податливостью. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения, целенаправленное педагогическое воздействиепостепенно способствуют не только благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья, но и более качественному  овладению в соответствии с его возможностями общеучебными  и трудовымиумениями и навыками, формированию приёмов и способов познания, необходимых  для успешной социализации.


Литература.

1. Алфёрова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3. — С. 10-12.

2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 1984.

3. Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития // Дефектология. – 2001. — №3. – С. 15-18.

4. Уфимцева Л. П., Трубачёва Т. П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта // Дефектология. – 2002. — №4. — С. 57–61.

 

 

 

 

2197
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!