Внеурочная деятельность учащихся в аспекте естественно-научного цикла.
В последние годы психологами и педагогами констатируется увеличение снижение общей успешности школьников. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд) либо превзошел их.
Успешность трактуется как соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха — явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Понятие успешности, или "ситуации успеха" старшеклассников закономерно связано с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание старшеклассников в школе.
В психолого-педагогической литературе эффективность очень мало говорится об успешности школьной деятельности и средствах ее повышения. Так, основополагающей в данной смысле является работа П.П. Блонского "Педология" [4], где характеризуются факторы успешности школьников. Немаловажным является также труд А.С. Белкина [3], который определяет ситуацию успеха как "единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться". С психологической точки зрения, это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, уровнем притязаний, либо превзошел их — отсюда устойчивое чувство удовлетворения, сильные мотивы деятельности, повышение самооценки, самоуважения. Старший школьник, как и человек взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, пытается прогнозировать свои возможности.
Большие возможности в повышении успешности старшеклассников представляет внеурочная деятельность.
Подростковый период развития человека характеризуется рядом специфических новообразований: развитием самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться и тому подобнoe, что ставит этот возраст в ранг "трудных" в образовательном процессе.
В связи с тем, что различные детские организации были ликвидированы, образовательный процесс в некоторых школах стал ориентированным в большей степени на учебную деятельность детей, тогда как воспитанию личности в условиях общеобразовательной школы уделяется зачастую фрагментарное внимание. Между тем, большой социализирующий потенциал несет внеурочная деятельность. В связи с этим для современной педагогической науки проблема успешной социализации старших подростков во внеурочной деятельности является актуальной. База такой постановки проблемы подготовлена целым рядом исследований.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились подходы Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Р. Бернса, В.Г. Бочароьой, К.В. Васильковой, К.Н. Вентцеля, О.С. Газмана, Н.Ф. Головиной, Э. Дюркгейма, А.В. Мудрика, П. Наторпома, Л.И. Новиковой, Т. Парсонса, М.М. Плоткина, А.А. Реана, В.Д. Семенова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, С.Т. Шацкого, И. Шевандрина, Т. Шибутани, М.И. Шиловой и других.
Возрастные особенности подростков рассматриваются в исследованиях М.К. Акимовой, А.А. Бодалева, А.Б. Боссарта, Л.И. Божович, Р.П. Ефимкиной, М.Е. Кле, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Н.С. Лукина, Н.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, А.М. Прихожан, Н.А. Рождественской, Л.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
В трудах С.А. Беличевой, А.Н. Сухова охарактеризована стадия социализации старшего подросткового возраста.
Подросток как субъект внеурочной деятельности изучался
Т. Байярдом, Л.Л. Белой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфом, М.Ю. Кондратьевым, Ф.С. Маховым, И.А. Мереакре, Л.И. Новиковой, М.С. Ошеровым, В.Д. Семеновым, А.В. Толстых и др.
В. О. Кутьев в книге "Внеурочная деятельность школьников" отмечает следующее: "В процессе внеурочной деятельности учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки"[8].
"Во внеурочной деятельности, — подчеркивает В. Д. Шадриков, — учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие младших школьников во внеурочной деятельности представляет собой способ введения ребенка в общественную жизнь"[10].
Одним из методов проведения внеурочных занятий является беседа. И. Я. Лернер в своей работе "Дидактическая система методов обучения" отмечает, что основным назначением беседы является привлечение учащихся к оценке событий, явлений общественной жизни [9].
В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.Петровского, под внеурочной деятельностью понимаются организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга.
В. Д. Шадриков в понятие внеурочная деятельность включает систему занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда, по его мнению, входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленную на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.
Об объективных показателях системы внеурочной деятельности, которые определяют действия педагога по реализации конкретных задач
В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" пишет следующее: "Существенное значение для результативности имеют такие показатели, как периодичность участия школьников во внеурочных мероприятиях (ежедневно, еженедельно, каждую четверть, ежегодно); число и состав участников внеурочных объединений (общешкольных, классных, групповых, разновозрастных, дифференцированных, по интересам); характер взаимодействия педагогов со школьниками (при ведущей роли учителя, совместном сотрудничестве, полной детской самостоятельности); оптимальное сочетание добровольности и обязательности участия детей в занятиях после уроков; достаточно разнообразный набор организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей учащихся"[8, С. 15].
Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл [10, С. 23].
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1)игровая деятельность;
2)познавательная деятельность;
3)проблемно-ценностное общение;
4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5)художественное творчество;
6)социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7)трудовая (производственная) деятельность;
8)спортивно-оздоровительная деятельность;
9)туристско-краеведческая деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий "результат" и "эффект". Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных "вкладов" в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого "хорошего ученика", в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая собственно результаты своей работы, не отличая их от эффектов, не умея внятно предъявить результаты и эффекты социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения "педагог – дети", а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами "Я считаю…" следует "и я готов это сделать".
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
Методический конструктор "Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности" (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Методический конструктор
"Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности"
Уровни
воспитательных
результатов
Виды внеурочной
деятельности
Приобретение школьником новых социальных знаний
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
1. Познавательная
— познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
— познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.
— детские исследовательские проекты.
— познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).
— познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.
— интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).
— детские исследовательские проекты социальной направленности.
— познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.
— детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.
2. Игровая
— развлекательные игры, организуемые педагогом;
— интеллектуальные игры, организуемые педагогом;
— ролевые игры, организуемые педагогом.
— деловые игры, организуемые педагогом;
— развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД
— социально моделирующие игры, организуемые педагогом;
— развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
— развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.
3. Трудовая (производственная) деятельность
— кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.
— трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом;
— трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;
— сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.);
— детская производственная бригада под руководством взрослого.
— трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
— трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;
- детско-взрослое образовательное производство.
4. Досугово-развлекательная деятельность
— культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.;
— досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом.
— досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
— досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
— досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность
— беседы о ЗОЖ;
— оздоровительные процедуры;
— физкультурные и спортивные занятия;
— спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом.
— спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
— спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
— спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
6. Туристско-краеведческая деятельность
— кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;
— краеведческие экскурсии;
— туристические поездки.
- походы выходного дня;
— туристские многодневные походы;
— спортивные туристские походы.
— туристско-краеведческие экспедиции;
— поисково-краеведческие экспедиции;
— природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
7. Художественное творчество
— кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;
— художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.
— художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
— художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
— художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
— социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).
— социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД.
— социальные проекты;
— волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).
9. Проблемно-ценностное общение
— индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;
- тренинги формирования социальных навыков.
— тренинги личностного роста;
— дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;
— свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
— проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;
— беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: “Два основных психических новообразования школьного возраста, формирующихся в игре, — ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, — теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно — начала творческого”.
Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в “Автобиографии”: “Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольшина превратилась в игру и забаву”. И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Внеклассное мероприятия для учащихся 11-ых классов, проводится в игровой форме по аналогии с телевизионной версии «Самый умный». Интегрируется с такими предметными дисциплинами как физика, математика, информатика, физкультура. Можно проводить в рамках недели наук естественнонаучного цикла.
Цели мероприятия:
* Стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам «Математика», «Физика», «Информатика», «Спорт».
* Формировать чувства здорового соперничества, умение отстаивать свои взгляды.
* Развивать умственную деятельность, память, умение логически мыслить.
Тип мероприятия: обобщающий урок-игра.
Технология:групповая и индивидуальная работа.
Оборудование:компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация «Самый умный по математике, физике, информатике», сигнальные карты, музыкальные диски для музыкальных пауз.
Правила игры.
Тур первый.
12 участников одновременно отвечают на вопросы. На вопрос даётся 4 варианта ответов и 5 секунд на ответ. После 6, 12 и 18 вопросов участникам показывают турнирную таблицу. После 18 вопросов определяются шесть полуфиналистов. Если шесть победителей не найдут, то будут задаваться дополнительные вопросы. Участник, прошедший во второй тур (если он есть) на них не отвечает. Если после шестого дополнительного вопроса у нескольких участников будет равное количество баллов, то тогда им будет задана задача на скорость «найди пару». В ней им нужно будет найти пары слов. Например, времена года и месяцы. Тот, кто справится с заданием быстрее всех — переходит в следующий тур.
Отборочный тур второго раунда.
За 15 секунд необходимо разгадать криптограмму. Помощники ведущего должны расставить участников в зависимости от того с какой скоростью они разгадали зашифрованное слово.
Тур второй.
Сначала при помощи «дешифровщика» определят порядковые номера участников. Слово зашифровано при помощи цифр. Каждая цифра означает одну букву из трёх. Чтобы игрокам было легче, им даётся подсказка. Отвечают участники не все сразу, а по очереди. За минуту им нужно ответить на вопросы из 12 категорий знаний. Трое набравших максимальное количество баллов перейдут в следующий тур. Если будет ничья, то между участниками будет проведён конкурс «найди пару к слову».
Отборочный тур третьего раунда.
За 15 секунд необходимо разгадать криптограмму, чтобы определить порядок, в котором игроки будут отвечать на вопросы. Участник, который первый отгадал заданное слово выбирает категорию и цвет. Затем выбирает второй отгадавший слово.
Тур третий.
Определить, кто будет ходить первым, поможет уже знакомый нам «дешифровщик». Затем участникам будет представлено поле из 36 ячеек, которое им откроют на несколько секунд. В ячейках спрятаны по девять вопросов категорий, которые участники выбрали до начала игры, а также 9 вопросов из категории «Общие знания». За правильный ответ в общих знаниях — 1 балл, в своей категории — 2 балла, а в категории противника — 3 балла. Участник, набравший больше всех очков, станет «Самым умным». Если единоличного лидера не будет, тогда участникам будут задаваться дополнительные вопросы.
В перерывах между турами “Музыкальная пауза”.
По окончании третьего тура объявляется победитель. Вручение награды.
Приложение. Игра "Самый умный"
Список использованной литературы
1. Бардин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. – М., 1981. – 114 с.
2. Бачурина Л.А., Листрова Л.В., Лопушанская Н.Д.Интернет-клуб как форма дополнительного образования в области современных Информационных Технологий // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и образование". – СПб., 2002. – 65 с.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.
4. Блонский П.П. Педология. М., 1996.
5. Воронцов Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание // Информатика и образование. 2000. — № 8. – С. 65 – 69.
6. Круглова ТФ. Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию разносторонней личност?