рабочая программа по окружающемумиру 1 класс Школа России

Пояснительная записка

 

 

Цели и задачи  курса.

           Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

 Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

         Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

 

Общая характеристика курса.

 

Программа состалена  на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, примерной программе по учебным предметам концепции «Школа России» и обеспечена учебниками «Окружающий мир» А. А. Плешаков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

 В основе методики преподавания учебного курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющий единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются  в самостоятельные разделы программы те или иные предметные  области действительности (например, живая природа, техника и т. д.) Ребёнок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? И др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и Кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторя группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») – это познание учащимися  различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвёртый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Учебный курс «Окружающий мир» ( «Мир вокруг нас») преподаётся в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы.

Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир отводится в каждом классе начальной школы 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов. 1классе– 66 ч( 33 учебные недели), 2, 3, 4, — по 68 ч(34 уч. недели).

 

 

                     Ценностныеориентирысодержаниякурса

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовное и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Результаты освоения учебного материала.

 

Личностные результаты:

 

Осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и Осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви желании участвовать в её делах и событиях;

Уважение к своей семье, к своим родственникам, родителям.

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных закаливаний.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

Установка на безопасный, здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и деятельностных компонентов гражданской российской идентичности:

— умения различать государственную символику Российской федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

— формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижение своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории своей семьи.

— формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

— развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

 

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные ууд:

Определять цель выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Умение сохранять заданную цель.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

 

 

Познавательные ууд:

      — Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 -  Формировать  способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач.

        — умение осознанно произвольно строить речевое высказывание.

-Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

— овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска работы с информацией, в том числе различных средств ИКТ;

— формирование действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

— формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

      -Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные ууд:

Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

— Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

— Осознание норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и пр.);

  — Слушать и понимать речь других.

— Участие в паре.

 

Предметные результаты:

         К концу учебного года учащиеся научатся:

— описывать солнце, его форму; луну и звёзды;

— камни и их разнообразие;

-дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

— сравнивать части растений;

-различать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

— перечислять признаки живой и неживой природы;

— знать основные сведения о своей стране, (селе), городе, планете;

— различать виды транспорта; знать правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

— определять виды водоёмов, части реки; правила поведения на воде;

— соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами;

— определять свойства снега и льда;

— признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

— соблюдать правила ухода за комнатными растениями и домашними животными,- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

-  охранять окружающую среду от загрязнения;

-определять времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; соблюдать правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;

— перечислять различные виды профессий;

— обнаруживать связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

-соблюдать правила поведения на природе;

— перечислять виды овощей, фруктов и их значение для человека;

— использовать правила личной гигиены;

— объяснять значение сна в жизни человека;

— определять назначение устройств автомобилей, поездов, железных дорог, кораблей и самолётов.

— понимать особую роль Росси в мировой истории.

— формировать уважительное отношение к России, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

 

Тематическое планирование

учебного материала уроков «Окружающий мир» в 1 классе

 

Наименование раздела

Кол-во часов

Теорет.

зан-я

 

п/р

Экс.

Практич.

работы

Проектн.

зан.

с/р

1.

Введение.

3 ч.

1.

 

2.

 

 

 

2.

Что и кто?

20 ч.

10.

1.

 

8.

1.

20.

3.

Как, откуда и куда?

12 ч.

3.

1.

 

7.

1.

12.

4.

Где и когда?

10 ч.

7.

1.

 

2.

 

10.

5.

Почему и зачем?

21 ч.

17.

1.

 

2.

1.

20.

 

Итого:

66 ч.

38.

4.

2.

21.

3.

62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание курса.

1 класс- 66ч

 

Введение.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы домой.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасного пути.

 

 

Что и кто?

Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце и его форма. Облака. Их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни. Их разнообразие (форма. Размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

 Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам. Шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина –Россия. Природа, города, народы России(на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы:

-знакомство с разнообразием камней;

— знакомство с комнатными растениями и растениями цветника с помощью атласа-определителя;

-знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное  исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

— знакомство с компьютером, простейшие приёмы с ним;

— знакомство с глобусом.

 

 

Как, откуда и куда?

Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного поведения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берётся снег и лёд.

 

 Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо, откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мёд и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берётся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы:

— сборка простейшей электрической цепи;

— изучение свойств снега и льда;

— отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями;

Изготовление простейшей кормушки для птиц.

 

 

Где и когда?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелётные птицы. Где зимуют  и как учёные узнали об этом.

Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и сейчас.

История велосипеда. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли от тебя.

 

 

Почему и зачем?

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. СозвездиеЛьва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

        Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа:простейшие правила гигиены — чистка зубов, мытьё рук и др.).

Заключение.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

          Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-

носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы  и мыть руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование учебного материала.

 

п/п

Дата

 

Тема урока.

Содержание

Кол-во

часов

 

Характеристика деятельности учащихся

 

УУД

 

 

 

1 раздел Введение

3

 

 

 

1. 1

 

 

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

 

 

1

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Предметные

различать средства познания окружающего мира.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

Регулятивные УУД:оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».

 

1. 2.

 

 

«Наша школа».

1.

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Предметные

различать средства познания окружающего мира.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

Регулятивные УУД:оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».

 

1. 3.

 

 

Что мы знаем о правилах дорожного движения.

1.

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Предметные

различать средства познания окружающего мира.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

Регулятивные УУД:оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».

 

 

 

 

Раздел 2. Что и кто?

20 ч

 

 

 

2. 1.

 

 

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

 

 

 

1.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

Предметные

— различать флаг и герб России;

— узнавать некоторые достопримечательности столицы;

— правильно переходить улицу;

— различать изученные камни, растения, животных и созвездия;

— сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам;

— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

-изготовлять модели Солнца и созвездий.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

— определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

— описывать по плану дерево, рыбу, птицу.

Информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный

Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

 

 

2. 2.

 

 

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

 

1.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

 

2. 3.

 

 

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

узнавать достопримечательности столицы;

работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

2. 4.

 

 

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

 

 

1.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

 

2. 5.

 

 

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы.

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 6.

 

 

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 7.

 

 

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 8.

 

 

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя;

различать изученные растения;

работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять «са­мопроверку;

приводить примеры комнатных растений;

рассказывать об особенностях любимого ра­стения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 9.

 

 

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника

 

 

1.

Пониматьучебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 10.

 

 

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 11.

 

 

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 12.

 

 

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых;

работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 13.

 

 

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

 

 

 

1.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

2. 14.

 

 

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со ст?

815
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!