открытый урок - исследование по окружающему миру1 класс по программе Школа России


 

         Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование основных признаков рыб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание результата исследования.

 

 

 

 

Исследование разнообразия рыб в зависимости от среды обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание результата исследования.

 

 

 

 

 

 

Исследование рыб, обитающих в местных водоёмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание результата исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование рыб, обитающих в реках Республики Мордовия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание результата исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Сообщение учителя.

— Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем проводить исследования.

— Какую работу проводят учёные –исследователи?

 

 

 

Учитель показывает картинку водоём в виде слайда.

— Посмотрите, что показано на данной картинке?

 

 

Вопрос учителя.

— Кто обитает в водоёме?

Сообщение учителя.

— А кого мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Есть голова, да нет волос,

Есть глаза, да нет бровей,

Есть крылья, да не летает.

Вильнёт хвостом туда-сюда.

И нет её и нет следа.

Вопрос учителя:

— Каких представителей окружающего мира мы будем исследовать?

Вопрос учителя.

— У вас на партах лежат части рыб.

-Из каких основных частей состоит рыба?

Объяснение учителя:

-Давайте в виде аппликации составим нашу рыбу из частей. Приклейте на альбомный лист основные части рыбы.

Сообщение учителя:

— А теперь мы должны ответить на вопрос.

Показывает  запись вопроса в виде слайда.

Вопрос учителя:

— Что для этого надо найти?

Вопрос учителя:

— Для чего надо знать признаки рыб?

Учитель загадывает загадку:

— отгадайте первый признак рыб:

— У родителей и деток вся одежда из монеток.

— Что это такое?

Вопрос учителя:

— Для чего рыбам нужна чешуя?

Сообщение учителя:

Правильно. Чешуйки защищают рыб от проникновения различных вредных микробов. В момент движения чешуйки сглаживают складки и помогают рыбе быстро передвигаться. Рыба может плавать очень быстро.

Учитель даёт задание: рассмотреть в учебнике на схеме, как расположены чешуйки друг к другу.

 

 

 

 

 

Вопрос учителя:

— Почему они так располагаются?

Учитель даёт задание: нарисовать чешуйки на теле рыб по такому же принципу.

 

Вопрос учителя:

— Какой первый признак рыб?

 

Учитель загадывает загадку:

— Ты подумай над вопросом.

Кто совсем не дышит носом

Ни на суше, ни в воде – нигде?

Вопрос учителя:

— Чем дышат рыбы?

Учитель просит рассмотреть «Схему строения рыбы» и ответить на вопрос:

— В какой части тела находятся жабры?

Учитель просит нарисовать жабры  у рыб.

 

Вопрос учителя:

— Какой второй признак рыб.

Учитель просит рассмотреть ещё раз строение рыб и спрашивает:

— А есть ли у рыб нос?

Вопрос учителя.

— Зачем он им нужен?

Учитель даёт задание дорисовать у рыб нос.

 

 

Учитель сообщает:

Вернёмся к загадке, которую я загадывала в начале урока?

В загадке говорится:

 Есть крылья, да не летает.

— Какие части тела у рыб похожи на крылья?

Вопрос учителя:

— Где расположены плавники у рыб?

 

 

Вопрос учителя:

— Для чего нужны плавники рыбам?

Сообщение учителя:

Правильно. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, торможения, сохранения равновесия и управления движением.

Вопрос учителя:

— Какая ещё часть тела служит рыбам для движения?

Учитель даёт задание: приклеить плавники к туловищу рыб.

Вопрос учителя:

— Чем видят рыбы?

Учитель даёт задание: рассмотреть расположение глаз на схеме в учебнике.

— В какой части тела находятся глаза?

 

Вопрос учителя:

— Чего нет вокруг глаз? Об этом тоже сказано в загадке.

 

Объяснение учителя:

— Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. У многих рыб хорошее зрение.

Учитель даёт задание: поработать в парах по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ картинки «Водоём».

— Посмотрите, ещё раз на картинку и скажите, что необходимо для жизни рыб?

— По каким признакам мы можем отличить рыб от других животных?

— Как мы ответим на вопрос

Кто такие рыбы?

 

Показ картинок следующих рыб: карась, щука, сом, акула, камбала.

Учитель даёт задание: разделить рыб на две группы.

Вопрос учителя

— Почему вы не смогли разделить рыб на две группы?

Показ слайда  с изображением рыб, живущих в реках.

 

Вопрос учителя

— Рассмотрите и назовите рыб.

— Где живут эти рыбы?

 

Вопрос учителя:

— Прочитайте название таких рыб в учебнике.

Показ слайда с изображением рыб, живущих в морях и океанах.

 

Вопрос учителя:

— Где обитают эти рыбы?

— Прочитайте название  группы таких рыб в учебнике.

Вопрос учителя.

— Что мы ещё нового узнали о рыбах?

— На какие группы мы теперь разделим рыб, показанных на доске?

 

 

Объяснение учителя.

— Сейчас мы с вами исследуем некоторых рыб, обитающих в наших водоёмах.

Вопрос учителя

— Есть ли моря в нашей местности?

Вопрос учителя:

— Могут ли обитать в наших водоёмах морские рыбы?

 

Вопрос учителя.

— Какая речка протекает рядом с нашим селом?

Сообщение учителя.

В нашей маленькой речушке обитают самые разные рыбы. Есть среди них и хищники.

Отгадайте загадку и скажите, о какой рыбе пойдёт речь.

Выходит на охоту

Она, как на работу,

Плотва и караси,

Пощады не проси!

Она в реке – хозяйка

Кто это? Угадай – ка!

Учитель знакомит с планом выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указание на источник информации.

  1. Атлас-определитель «От Земли до неба».

Наблюдение за работой учащихся.

Оказание необходимой помощи.

Указание на источник информации

Природа Мордовского Края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос учителя:

А вам приходилось самим бывать на рыбалке на речке Парца может вместе с родителями или родственниками.

— Каких рыб вы там ловили?

Дома об одной из рыб, которую вы ловили приготовьте сообщение по такому же плану.

 

 

 

 

 

Вопрос учителя:

— На какой из рек, протекающей по нашей республике находится Санаторий для поправки здоровья, расположены лагеря для отдыха детей?

— Отгадав этот ребус, вы узнаете, какая рыба обитает на реке Мокша.

Показ ребуса для отгадывания рыбы, обитающей на реке Мокша.

Наблюдение за работой учащихся.

Оказание необходимой помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос учителя.

— Чему  вы научились сегодня на уроке?

— Ответьте на вопрос:

Кто такие рыбы?

— На какие две группы делятся рыбы?

— Исследования каких рыб мы сегодня проводили?

Учащиеся слушают.

 

 

 

Учащиеся рассуждают:

— Исследователи наблюдают, рассуждают, задают вопросы  и отвечают на них, делают выводы.

 

 

 

Учащиеся рассматривают картинку и отвечают:

— На картинке показан водоём.

Учащиеся отвечают:

— Рыбы, лягушки,  насекомые и др.

 

Учащиеся слушают и отгадывают загадку

— рыба.

 

 

 

 

Ответ учащихся:

— Мы будем исследовать рыб.

 

Учащиеся слушают объяснение и отвечают на вопрос учителя:

— Из головы, туловища и хвоста.

 

Учащиеся на альбомные листы приклеивают основные части рыб: туловище, голову, хвост.

 

 

 

 

Учащиеся читают вопрос

«Кто такие рыбы?»

Учащиеся отвечают:

— Найти признаки рыб.

Учащиеся отвечают:

— Чтобы отличить рыб от других животных.

 

 

 

Учащиеся отвечают:

— чешуя.

 

Учащиеся отвечают:

— Она им нужна им для защиты.

 

Учащиеся слушают объяснение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

с 34.

Рассматривание расположения

чешуек.

Отвечают на вопрос учителя:

— Чешуйки наслаиваются друг на друга.

Учащиеся отвечают:

— Чтобы защита была боле прочной.

Учащиеся работают со своими аппликациями: рисуют чешуйки на теле рыб цветными карандашами или фломастерами.

Ответы учащихся:

— Их тело покрыто чешуёй.

 

Учащиеся слушают загадку и отвечают:

— рыба.

 

 

Учащиеся отвечают:

— Рыбы дышат жабрами.

 

Учащиеся рассматривают схему и отвечают на вопрос учителя:

— Они находятся на голове.

Учащиеся рисуют жабры у своих рыб цветными карандашами.

Учащиеся отвечают.

— Они дышат жабрами.

Учащиеся рассматривают и отвечают на вопрос учителя:

 

— Да. У рыб есть нос.

Учащиеся рассуждают и отвечают:

— Чтобы чувствовать запахи.

Учащиеся подрисовывают нос у рыб в своих аппликациях.

 

Учащиеся слушают сообщение учителя и отвечают на вопрос:

 

 

— На крылья похожи плавники.

Рассматривание схемы

«Строение рыбы».

— Они расположены по бокам вдоль туловища.

Учащиеся рассуждают и отвечают:

— Они нужны для движения.

 

Учащиеся слушают объяснение учителя и отвечают на вопрос:

 

 

 

— Для движения рыбам ещё нужен хвост.

Учащиеся работают с аппликациями, клеят плавники.

 

Учащиеся отвечают:

— Рыбы видят глазами?

Учащиеся работают по учебнику: рассматривают расположение глаз.

Ответы учащихся:

— Глаза расположены на голове?

Учащиеся наблюдают за строением глаз и отвечают на вопрос учителя:

— У них нет бровей.

 

 

 

 

 

Работа по учебнику с. 34.

Работа в парах.

Один учащийся читает название частей рыбы, а второй показывает эту часть на своей аппликации. Затем учащиеся меняются ролями.

Чтение вывода на слайде.

Рассматривание картинки.

Ответы учащихся.

— Для жизни рыб нужна вода.

— Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.

Они дышат жабрами.

Двигаются при помощи плавников и хвоста.

Рыбы живут в воде.

Предположения учащихся.

Предположения пока ещё неверные.

 

 

 

Ответ учащихся.

— Мы ещё не всё знаем о рыбах.

 

Рассматривание.

 

 

 

 

Учащиеся называют:

— карась, щука, окунь, сом.

Ответы учащихся:

— Они живут в реке?

Работа по учебнику.

Чтение названия первой группы рыб с. 34.

Рассматривание.

Учащиеся читают названия рыб: акула, камбала, рыба-меч, скат.

Учащиеся отвечают:

— Они обитают в морях.

Работа по учебнику.

Чтение группы с названием «Морские рыбы».

Ответы учащихся.

— Рыбы могут жить в реках и морях.

Вывод учащихся:

  — Первая группа – речные рыбы: щука,  карась, сом.

— Вторая группа – морские рыбы – акула, камбала.

 

 

 

 

 

Ответ учащихся.

— В нашей местности нет морей.

Ответ учащихся.

— В наших водоёмах не могут обитать морские рыбы.

Ответ учащихся.

— Рядом с нашим селом протекает речка Парца.

 

 

 

 

 

Слушание и отгадывание загадки.

Учащиеся отвечают:

— это щука.

 

 

 

 

 

Знакомство с планом выполнения задания.

Подготовить сообщение по плану:

  1. Название рыбы.
  2. Речная или морская.
  3. Размеры (большая, средних размеров или маленькая).
  4. Окраска туловища, плавников.
  5. Особенности частей тела  (н.р. рта, глаз, плавников).
  6. Особенности обитания.

Работа с Атласом-определителем «От Земли до неба».

Работа в парах.

Поиск ответов на вопрос №1, 2, 3, 4, 5, 6.

 

Работа с источником информации №2.

Поиск информации об особенностях обитания.

Запись результатов исследования под картинкой с изображением рыбы.

Подготовленный учащийся читает сообщение.

Щука – одна из крупных речных рыб. Обитает она в нашей речке Парца. У неё очень острые зубы и хороший нюх. Она ждёт добычу, сидя в засаде. Когда она заметит добычу, то внезапно бросается и вперёд и хватает её своими острыми зубами.

 

 

Ответы учащихся.

— Да.

 

 

 

Ответы учащихся.

Окуней, карасей, ершей.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

(на реке Мокша).

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание ребуса: фазан – сазан.

Подготовка сообщения по ранее данному плану.

Работа с источниками информации:

1.

2.

Чтение сообщения подготовленным учащимся.

Сазан – это речной карп. Водится в реке Мокша. Это очень красивая рыба. Он покрыт необыкновенно крупной тёмно-жёлто-золотистой чешуёй. Сазан достигает огромных размеров.Сазаны живут в основном в больших ямах с глинистым дном. Сазан питается разной пищей. Он живёт до 30 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

— Научились отличать рыб от других животных.

Ответы учащихся.

 

Ответы учащихся:

— речные и морские рыбы.

Ответы учащихся:

— Мы проводили исследования речных рыб, обитающих в реках Республики Мордовия.

910
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!