открытый урок - исследование по окружающему миру1 класс по программе Школа России
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Актуализация опорных знаний.
Самоопределение к деятельности.
Исследование основных признаков рыб.
Описание результата исследования.
Исследование разнообразия рыб в зависимости от среды обитания.
Описание результата исследования.
Исследование рыб, обитающих в местных водоёмах.
Описание результата исследования.
Исследование рыб, обитающих в реках Республики Мордовия.
Описание результата исследования.
Рефлексия.
Сообщение учителя.
— Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем проводить исследования.
— Какую работу проводят учёные –исследователи?
Учитель показывает картинку водоём в виде слайда.
— Посмотрите, что показано на данной картинке?
Вопрос учителя.
— Кто обитает в водоёме?
Сообщение учителя.
— А кого мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Есть голова, да нет волос,
Есть глаза, да нет бровей,
Есть крылья, да не летает.
Вильнёт хвостом туда-сюда.
И нет её и нет следа.
Вопрос учителя:
— Каких представителей окружающего мира мы будем исследовать?
Вопрос учителя.
— У вас на партах лежат части рыб.
-Из каких основных частей состоит рыба?
Объяснение учителя:
-Давайте в виде аппликации составим нашу рыбу из частей. Приклейте на альбомный лист основные части рыбы.
Сообщение учителя:
— А теперь мы должны ответить на вопрос.
Показывает запись вопроса в виде слайда.
Вопрос учителя:
— Что для этого надо найти?
Вопрос учителя:
— Для чего надо знать признаки рыб?
Учитель загадывает загадку:
— отгадайте первый признак рыб:
— У родителей и деток вся одежда из монеток.
— Что это такое?
Вопрос учителя:
— Для чего рыбам нужна чешуя?
Сообщение учителя:
Правильно. Чешуйки защищают рыб от проникновения различных вредных микробов. В момент движения чешуйки сглаживают складки и помогают рыбе быстро передвигаться. Рыба может плавать очень быстро.
Учитель даёт задание: рассмотреть в учебнике на схеме, как расположены чешуйки друг к другу.
Вопрос учителя:
— Почему они так располагаются?
Учитель даёт задание: нарисовать чешуйки на теле рыб по такому же принципу.
Вопрос учителя:
— Какой первый признак рыб?
Учитель загадывает загадку:
— Ты подумай над вопросом.
Кто совсем не дышит носом
Ни на суше, ни в воде – нигде?
Вопрос учителя:
— Чем дышат рыбы?
Учитель просит рассмотреть «Схему строения рыбы» и ответить на вопрос:
— В какой части тела находятся жабры?
Учитель просит нарисовать жабры у рыб.
Вопрос учителя:
— Какой второй признак рыб.
Учитель просит рассмотреть ещё раз строение рыб и спрашивает:
— А есть ли у рыб нос?
Вопрос учителя.
— Зачем он им нужен?
Учитель даёт задание дорисовать у рыб нос.
Учитель сообщает:
Вернёмся к загадке, которую я загадывала в начале урока?
В загадке говорится:
Есть крылья, да не летает.
— Какие части тела у рыб похожи на крылья?
Вопрос учителя:
— Где расположены плавники у рыб?
Вопрос учителя:
— Для чего нужны плавники рыбам?
Сообщение учителя:
Правильно. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, торможения, сохранения равновесия и управления движением.
Вопрос учителя:
— Какая ещё часть тела служит рыбам для движения?
Учитель даёт задание: приклеить плавники к туловищу рыб.
Вопрос учителя:
— Чем видят рыбы?
Учитель даёт задание: рассмотреть расположение глаз на схеме в учебнике.
— В какой части тела находятся глаза?
Вопрос учителя:
— Чего нет вокруг глаз? Об этом тоже сказано в загадке.
Объяснение учителя:
— Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. У многих рыб хорошее зрение.
Учитель даёт задание: поработать в парах по учебнику.
Показ картинки «Водоём».
— Посмотрите, ещё раз на картинку и скажите, что необходимо для жизни рыб?
— По каким признакам мы можем отличить рыб от других животных?
— Как мы ответим на вопрос
Кто такие рыбы?
Показ картинок следующих рыб: карась, щука, сом, акула, камбала.
Учитель даёт задание: разделить рыб на две группы.
Вопрос учителя
— Почему вы не смогли разделить рыб на две группы?
Показ слайда с изображением рыб, живущих в реках.
Вопрос учителя
— Рассмотрите и назовите рыб.
— Где живут эти рыбы?
Вопрос учителя:
— Прочитайте название таких рыб в учебнике.
Показ слайда с изображением рыб, живущих в морях и океанах.
Вопрос учителя:
— Где обитают эти рыбы?
— Прочитайте название группы таких рыб в учебнике.
Вопрос учителя.
— Что мы ещё нового узнали о рыбах?
— На какие группы мы теперь разделим рыб, показанных на доске?
Объяснение учителя.
— Сейчас мы с вами исследуем некоторых рыб, обитающих в наших водоёмах.
Вопрос учителя
— Есть ли моря в нашей местности?
Вопрос учителя:
— Могут ли обитать в наших водоёмах морские рыбы?
Вопрос учителя.
— Какая речка протекает рядом с нашим селом?
Сообщение учителя.
В нашей маленькой речушке обитают самые разные рыбы. Есть среди них и хищники.
Отгадайте загадку и скажите, о какой рыбе пойдёт речь.
Выходит на охоту
Она, как на работу,
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в реке – хозяйка
Кто это? Угадай – ка!
Учитель знакомит с планом выполнения задания.
Указание на источник информации.
- Атлас-определитель «От Земли до неба».
Наблюдение за работой учащихся.
Оказание необходимой помощи.
Указание на источник информации
Природа Мордовского Края.
Вопрос учителя:
А вам приходилось самим бывать на рыбалке на речке Парца может вместе с родителями или родственниками.
— Каких рыб вы там ловили?
Дома об одной из рыб, которую вы ловили приготовьте сообщение по такому же плану.
Вопрос учителя:
— На какой из рек, протекающей по нашей республике находится Санаторий для поправки здоровья, расположены лагеря для отдыха детей?
— Отгадав этот ребус, вы узнаете, какая рыба обитает на реке Мокша.
Показ ребуса для отгадывания рыбы, обитающей на реке Мокша.
Наблюдение за работой учащихся.
Оказание необходимой помощи.
Вопрос учителя.
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Ответьте на вопрос:
Кто такие рыбы?
— На какие две группы делятся рыбы?
— Исследования каких рыб мы сегодня проводили?
Учащиеся слушают.
Учащиеся рассуждают:
— Исследователи наблюдают, рассуждают, задают вопросы и отвечают на них, делают выводы.
Учащиеся рассматривают картинку и отвечают:
— На картинке показан водоём.
Учащиеся отвечают:
— Рыбы, лягушки, насекомые и др.
Учащиеся слушают и отгадывают загадку
— рыба.
Ответ учащихся:
— Мы будем исследовать рыб.
Учащиеся слушают объяснение и отвечают на вопрос учителя:
— Из головы, туловища и хвоста.
Учащиеся на альбомные листы приклеивают основные части рыб: туловище, голову, хвост.
Учащиеся читают вопрос
«Кто такие рыбы?»
Учащиеся отвечают:
— Найти признаки рыб.
Учащиеся отвечают:
— Чтобы отличить рыб от других животных.
Учащиеся отвечают:
— чешуя.
Учащиеся отвечают:
— Она им нужна им для защиты.
Учащиеся слушают объяснение учителя.
Работа по учебнику
с 34.
Рассматривание расположения
чешуек.
Отвечают на вопрос учителя:
— Чешуйки наслаиваются друг на друга.
Учащиеся отвечают:
— Чтобы защита была боле прочной.
Учащиеся работают со своими аппликациями: рисуют чешуйки на теле рыб цветными карандашами или фломастерами.
Ответы учащихся:
— Их тело покрыто чешуёй.
Учащиеся слушают загадку и отвечают:
— рыба.
Учащиеся отвечают:
— Рыбы дышат жабрами.
Учащиеся рассматривают схему и отвечают на вопрос учителя:
— Они находятся на голове.
Учащиеся рисуют жабры у своих рыб цветными карандашами.
Учащиеся отвечают.
— Они дышат жабрами.
Учащиеся рассматривают и отвечают на вопрос учителя:
— Да. У рыб есть нос.
Учащиеся рассуждают и отвечают:
— Чтобы чувствовать запахи.
Учащиеся подрисовывают нос у рыб в своих аппликациях.
Учащиеся слушают сообщение учителя и отвечают на вопрос:
— На крылья похожи плавники.
Рассматривание схемы
«Строение рыбы».
— Они расположены по бокам вдоль туловища.
Учащиеся рассуждают и отвечают:
— Они нужны для движения.
Учащиеся слушают объяснение учителя и отвечают на вопрос:
— Для движения рыбам ещё нужен хвост.
Учащиеся работают с аппликациями, клеят плавники.
Учащиеся отвечают:
— Рыбы видят глазами?
Учащиеся работают по учебнику: рассматривают расположение глаз.
Ответы учащихся:
— Глаза расположены на голове?
Учащиеся наблюдают за строением глаз и отвечают на вопрос учителя:
— У них нет бровей.
Работа по учебнику с. 34.
Работа в парах.
Один учащийся читает название частей рыбы, а второй показывает эту часть на своей аппликации. Затем учащиеся меняются ролями.
Чтение вывода на слайде.
Рассматривание картинки.
Ответы учащихся.
— Для жизни рыб нужна вода.
— Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.
Они дышат жабрами.
Двигаются при помощи плавников и хвоста.
Рыбы живут в воде.
Предположения учащихся.
Предположения пока ещё неверные.
Ответ учащихся.
— Мы ещё не всё знаем о рыбах.
Рассматривание.
Учащиеся называют:
— карась, щука, окунь, сом.
Ответы учащихся:
— Они живут в реке?
Работа по учебнику.
Чтение названия первой группы рыб с. 34.
Рассматривание.
Учащиеся читают названия рыб: акула, камбала, рыба-меч, скат.
Учащиеся отвечают:
— Они обитают в морях.
Работа по учебнику.
Чтение группы с названием «Морские рыбы».
Ответы учащихся.
— Рыбы могут жить в реках и морях.
Вывод учащихся:
— Первая группа – речные рыбы: щука, карась, сом.
— Вторая группа – морские рыбы – акула, камбала.
Ответ учащихся.
— В нашей местности нет морей.
Ответ учащихся.
— В наших водоёмах не могут обитать морские рыбы.
Ответ учащихся.
— Рядом с нашим селом протекает речка Парца.
Слушание и отгадывание загадки.
Учащиеся отвечают:
— это щука.
Знакомство с планом выполнения задания.
Подготовить сообщение по плану:
- Название рыбы.
- Речная или морская.
- Размеры (большая, средних размеров или маленькая).
- Окраска туловища, плавников.
- Особенности частей тела (н.р. рта, глаз, плавников).
- Особенности обитания.
Работа с Атласом-определителем «От Земли до неба».
Работа в парах.
Поиск ответов на вопрос №1, 2, 3, 4, 5, 6.
Работа с источником информации №2.
Поиск информации об особенностях обитания.
Запись результатов исследования под картинкой с изображением рыбы.
Подготовленный учащийся читает сообщение.
Щука – одна из крупных речных рыб. Обитает она в нашей речке Парца. У неё очень острые зубы и хороший нюх. Она ждёт добычу, сидя в засаде. Когда она заметит добычу, то внезапно бросается и вперёд и хватает её своими острыми зубами.
Ответы учащихся.
— Да.
Ответы учащихся.
Окуней, карасей, ершей.
Ответы учащихся:
(на реке Мокша).
Отгадывание ребуса: фазан – сазан.
Подготовка сообщения по ранее данному плану.
Работа с источниками информации:
1.
2.
Чтение сообщения подготовленным учащимся.
Сазан – это речной карп. Водится в реке Мокша. Это очень красивая рыба. Он покрыт необыкновенно крупной тёмно-жёлто-золотистой чешуёй. Сазан достигает огромных размеров.Сазаны живут в основном в больших ямах с глинистым дном. Сазан питается разной пищей. Он живёт до 30 лет.
Ответы учащихся:
— Научились отличать рыб от других животных.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся:
— речные и морские рыбы.
Ответы учащихся:
— Мы проводили исследования речных рыб, обитающих в реках Республики Мордовия.