Экологическая лаборатория как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольн
В настоящее время возникают разнообразные противоречия между потребностями дошкольной практики оптимизации условий экологизации педагогического процесса и отсутствием в теории достаточного количества методических рекомендаций по этому направлению работы. В связи с этим возникает необходимость осуществления исследований, направленных на определение эффективных условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологической лаборатории.
Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборато¬рии, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной дея¬тельности и доверие к науке. Исследованием данной проблемы занимаются Л. Бобылева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др.Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существую¬щих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологиче-ски грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
Любая развивающая среда, в том числе и экологическая лаборатория, состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Функциональная роль лаборатории – обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. Формы и методы работы в лаборатории – проведение исследований, экспериментирование, наблюдения.
Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе В старшей группе детского сада использование развивающей экологической среды реализует следующие цели: формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; класси¬фицировать объекты живой природы по различным признакам; обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необ¬ходимые для роста и развития растений; понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде оби¬тания; продолжение объяснения детям, чем по¬лезны животные, растения; приучать забо¬титься об обитателях уголка природы.
Экологическая лаборатория – это место, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. В дошкольном учреждении необходимо выбрать специальное помещение под экологическую лабораторию. В нем будут храниться различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым можно не только сэкономить средства, но и наглядно показать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детско¬го сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями (исследование свойств растений как живого организма). В экологической лаборатории наряду с самими материалами и пособиями для проведения опытов необходимо оборудовать полочку или стойку, где будут собраны и представлены модели-схемы проведения различных опытов, а также конспекты организа¬ции различных опытов в природе. Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация экологической лаборатории. С одной стороны, это реализация экологического подхода к организации жизни растений и животных, что будет обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта. С другой стороны, это учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учет их возрастных особенностей и возможностей. Грамотная организация предметно-развивающей среды эколо-гического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обес¬печит становление ценностного отношения ко всему живому
Таким образом, процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологической лаборатории будет осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:
– продуманного подбора объектов природы и правильного их размещения с учетом биологических особенностей и потребностей;
– учета педагогических и гигиенических требований при подборе объектов; – осуществления непосредственного контакта детей с объектами природы;
– учета эстетической стороны при размещении растений и животных; – грамотного проектирования педагогом эколого-развивающей среды в условиях экологической лаборатории.
Литература
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средних и старших групп детского сада: метод. рекомендации / С. Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
2. Рыжова, Н. А. Лаборатория в детском саду и дома: учебно-методический комплект. (Методическое пособие и DVD-диск) / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 176 с.
3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М.: Академия, 2006. – 208 с.