Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Кушкинская основна

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Конаковой Е.С.

 

Педагогическая проблема — "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

 

Актуальность

Современному  обществу, все больше  нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества и  страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю,  в том числе -

·        уметь выбирать и использовать современные   образовательные технологии,  

·        использовать технологии оценки,

·        использовать современные технологии проектирования образовательной среды»

Теоретическое обоснование.

Педагогическая технология -это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Практическая значимость.

    В образовательном процессе невозможно следовать какой то одной технологии. Урок — чем он разнообразнее, тем эффективнее.

Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.           

 

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся".

 

Ведущая педагогическая идея —  активизации познавательной деятельности обучающихся,развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

 

Цели и задачи

Цели:

·        расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

·        расширение и углубление знаний в отношении  разных образовательных  технологий;

·        овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

·        выявление наиболее эффективных   образовательных технологий  в условиях современной малокомплектной школы;

·        учет результативности отдельных этапов процесса обучения;

·        создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для  возможности  использования ими приобретенных  знаний  и  умений  в  повседневной жизни; 

·        укрепление здоровья и физического развития школьников;

·        повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных  знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью; 

·        воспитание  убежденности  в  возможности  познания  закономерностей  природы,  необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

 

Этапы накопления и систематизации опыта

Работа по данной теме началась в 2011-2012 у.г.  после прохождения  курсов  повышения квалификации    «Современные технологии в обучении биологии и химии» на базе  МРИО.  Данные курсы повышения квалификации придали импульс  в выборе направления работы над методической темой.

1 этап — подготовительный.

Изучение литературы по данной теме.

Консультации со специалистами в данной области.

Выбор образовательных технологий приемлемых для применения в условиях нашей школы.

2 этап — внедренческий

Апробация и внедрение.

 Подведение итогов.

3 этап — завершающий

 Обобщение, внедрение и распространение опыта.

4 этап — Анализ и прогнозирование

 

        Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.

Проектно — исследовательская технология

       В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов– это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

             Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

 В современном обвозовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Так проект «Покормите птиц зимой» был выполнен группами и индивидуально. Лучшие работы были отправлены на межрегиональный конкурс и работа Фатькина Р. И Трушкова А.  высоко оценена организаторами конкурса (2 место),  Исследовательский проект Тютьковой О.  «Солдатская родословная» учавствовал в муниципальном конкурсе ЦДО, а исследовательский проект  Конаковой Зои, который она выполняла в рамках ГПД отправлен на Всеросийский конкурс «Грани науки».

Технологии ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Применение средств ИКТ на уроках — эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание  и использование собственных образовательных ресурсов (презентации к урокам и внеурочной работы,  тесты в тестовой оболочке), вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов, использавание электронных учебников и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися – мой персональный сайт kes.edurm.ru,  сайт «Решу ЕГЭ», ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда -  сайт www.globallab.ru,  дистанционные конкурсы, олимпиады и др.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение — по И.Я. Лернеру — это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:

·        проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;

·        для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

·        при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

·        при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

·        при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

·        создание проблемной ситуации;

·        формирование гипотез разрешения;

·        проверка решения с систематизацией полученной информации.

Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Примеры используемых  проблемных вопросов:

·        В спальне не рекомендуется разводить  много комнатных   растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?

·        Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?

На тему «Развитие  животных с превращением и без превращения»  мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года» в  апреле 2014г.

С проблемного вопроса так же началось публичное выступление -  «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.

 

Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет  добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей  детей.

 

Результативность

Краткосрочные  результаты:

·          Приобретение  знаний в отношении  применения  образовательных     технологий  в малокомплектной  школе;

·        Выявление и внедрение  наиболее эффективных   образовательных

технологий  в условиях современной малокомплектной школы;

·          создание     методических  разработок;

·          знакомство с краеведческим материалом;

·          создание проектов учащимися;

Долгосрочные   результаты:

·     совершенствование профессионального педагогического мастерства;

·     повышение эффективности образовательного процесса.

·     развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также  проектную деятельность.

·     достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;

·     овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;

·   укрепление здоровья и физического развития школьников;

·    повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных 

знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью; 

·        убежденность  в  возможности  познания  закономерностей  природы,

необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

·        повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;

·     победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.

 

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов.Результаты анкетирования:

 ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся;

узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» — 32%;

хотят получить хорошую оценку – 80%;

хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся.                     .

 

 

уровень бученности

 

 

качество

 

На протяении 3 последних лет нет снижения качества знаний.


Динамика результативности деятельности

 

 

 

 

Показатели

 

          Значения показателей

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол –во уч-ся

 %

 

Уровень обученности

23

100

21

100

22

100

 

Качество знаний учащихся по предмету

 

13

 

56

 

13

 

62

 

14

 

64

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.)

 

8

 

42

 

10

 

53

 

13

 

76

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня

 

2

 

9

 

3

 

14

 

3

 

14

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня

 

      -

 

  -

 

-

 

     -

 

-

 

     -

Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня

 

 

10

 

 

43

 

 

10

 

 

47

 

 

13

 

 

60

Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)

 

31

 

25

 

31

 

30

 

36

 

38

 

Внеурочная работа

Мероприятие

 Учебный год

Фамилия, имя

Уровень мероприятия

Результат

/подтверждающие документы

 

Всероссийская олимпиада школьников по предметам

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный тур

2012- 2013

 

Тютькова Оксана

Всероссийский,

муниципальный тур

 

Призер / Грамота

 

 

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный тур

2013-2014

 

 

 

 

 

 

Елисеева Анастасия

Ивахина Надежда

Тютькова Оксана

Всероссийский,

муниципальный тур

Участие/ протокол олимпиады.  (скринкопия эл.файла)

Место в рейтенге по Темниковскому району

 

1место

2 место

3место

 

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный тур

2014-2015

 

 

 

 

Трушкова Екатерина.

Елисеева Анастасия

Конакова Зоя

Всероссийский,

муниципальный тур

Участие/протокол олимпиады.

Место в рейтенге по Темниковскому району

2место

4 место

4место

 

Проектная деятельность в сотрудничестве с ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.

 Конкурс презентаций «Покормите птиц зимой!» — ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012

Фатькин Роман

 

Межрегиональный

 

IIместо/

Грамота

 

Конкурс презентаций — Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012

Трушков Алексей

Межрегиональный

 

IIместо/

Грамота

Конкурс  — Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012

 

Конакова Зоя

Межрегиональный

 

Участие/

Диплом

Конкурс — Зимний лес. ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.»

2012-2013

Четырев Александр

Лисина Елена

Тютькова Оксана

 

Межрегиональный

 

Участие/

Дипломы

Конкурс — Зимующие птицы Мордовии. ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича»

2013-2014

Четырев Александр

Тютькова Оксана

 

 

Межрегиональный

 

Участие/

Дипломы

 

Дистанционная международная олимпиада

 «Инфоурок»

2014-2015

Конакова Зоя

 

Трушкова Екатерина

 

Елисеева Анастасия

 

Ивахин Надежда

 

Топазова Анастасия

Международный

 Победитель /Диплом Iстепени

 Победитель /Диплом Iстепени

 Победитель /Диплом Iстепени

 Победитель /Диплом Iстепени

 Призер/ Диплом IIIстепени

 

Всероссийские игровые конкурсы

 «Человек и природа » по предмету Естествознание

 

Конакова Зоя

Тютькова Оксона

Всероссийский

3 место / Диплом

2 место / Диплом

 

Дистанционная всероссийская олимпиада

 «ФГОС тест»

по предмету биология

 

2013-2014

 

 

Конакова Зоя

 

Трушкова Екатерина

Всероссийский

 

1 место в регионе

8 место в РФ/ Диплом

 

4 место в регионе

29 место в РФ/ Диплом

 «Олимпус»

по предмету биология

2013-2014

 

Конакова Зоя

Трушкова Екатерина

 

Всероссийский

 

4 место/Диплом

9 место/Диплом


Обобщение и распространение опыта

Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне:

·        Принимала  активное участие  в работе районных семинаров учителей предметников.

·        Открытый урок «Развитие  животных с превращением и без превращения» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

·        Выступление на круглом столе в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

·        Публичная презентация  — «Самый крупный орган человека» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

Обобщение и распространение опыта на республиканском уровне

·        Публикация на Педагог13ру (soc.edurm.ru/users/kes)

·        Публикация на персональном сайте (kes.edurm.ru) и сайте школы (kushki.edurm.ru)

Обобщение и распространение опыта на всероссийском  уровне

·        Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ

nsportal.ru; www.prodlenka.org, pedsovet.org, pedakademy.ru

размещаю публикации на сайтах этих сообществ.

 

1042
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!