Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя социально-бытовой ориентиров

 

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя социально-бытовой ориентировки Митрошиной О.Г по теме «Развитие познавательного интереса для формирования навыков социальной адаптации  обучающихся с ОВЗ (с отклонениями в умственном развитии)» 

Актуальность и перспективность. Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками социальной адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые социально-адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков социальной адаптации является одной из актуальных задач современной специальной педагогики. Для более успешной реализации  и разрешения данной  назревшей проблемы необходимо  развивать познавательный интерес у обучающихся с ОВЗ (с отклонениями в умственном развитии) как действенного мотива активизирующего учебную   интеллектуальную деятельность. Ведь установлено, что дети  в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее.

           Практическая значимость. Полноценное развитие, успешная  социальная интеграция ребенка с интеллектуальной недостаточностью зависит от того, насколько с желанием, сознательно и творчески  они будут учиться. Поэтому  развитие познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ для формирование навыков социальной адаптации в общество, является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.

  Концептуальность.Чтобы максимально обеспечить интересы развивающейся личности и  подготовить каждого ребенка с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, современная наука и государство ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для учащихся с ОВЗ. Как и раньше, специальная школа остается стабильным и социально защищенным источником жизневедческого опыта для умственно отсталых детей. Для реализации этой задачи объективно требуется качественно новый подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Так как у них процесс познания  чаще всего неустойчив, не всегда целенаправлен, эпизодичен, необходимо развивать познавательный интерес и активность школьника в различных видах его деятельности, обеспечивая  этим более успешное формирование навыков социальной адаптации.

Наличие теоретической базы опыта.Феномен познавательного интереса рассматривается исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека, отмечаются важность развития и значение педагогических условий в формировании познавательного интереса (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.). Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах». Под познавательным интересом понимается «духовная жажда», «ярость к объекту», побудительная сила деятельности (Д.И. Писарев), сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе ознакомиться с предметом познания (С.Л. Рубинштейн), эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности (Н.Г. Морозова), глубинный внутренний мотив поведения (Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко и др.), мотив учебной деятельности (Ю.Г Гуревич, Н.В. Елфимова и др.)., уровни и критерии развития познавательного интереса  (Г.И. Щукина и др.). Сегодня в условиях рыночной экономики социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ VIIIвида приобретает особую значимость. Анализ материалов исследователей (О. К. Агавелян, И. М. Бгажнокова и А. Н. Гамаюнова, В. Ю. Карвялис, Н. П. Павловой) позволил заключить, что большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIIIвида   понимают социальную адаптацию  как включение  их в трудовую, социальную и бытовую деятельность. Несмотря на психофизические, когнитивные и личностные особенности этих детей, осложняющие данный процесс, дефектологи единодушны во мнении, что в условиях целенаправленного, специально организованного обучения их можно подготовить к относительно успешной самостоятельной жизни.
 Ведущая педагогическая идея опыта.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках сбо и во внеурочное время  условий, в которых обучающиеся с отклонениями в умственном развитии сознательно и активно принимали  бы участие в творческой деятельности, приносящей радость открытия  и преодоления, достижения поставленной цели.

             Оптимальность и эффективность средств.   Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля над знаниями учащихся очень актуальна в настоящее время, как для массовой, так и для специальной коррекционной школы VIIIтипа. Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности. Но т.к. учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIIIвида  различны, поэтому обучение сбо  умственно отсталых школьников  выстраиваю на уровне их реальных возможностей. Усвоение   учебного материала предполагает  активность учащихся  в обучении. Однако умственно отсталых детей  характеризует именно снижение познавательной активности. Поэтому её необходимо активизировать, т.е. соответствующим образом развить познавательный  интерес и  организовывать действия школьников, направленные на осознание ими учебного материала.  С  этой целью наряду с другими,  использую проблемный подход. Ставлю перед учениками учебную проблему, а они — в старших классах  самостоятельно, в средних классах – сами, или совместно с учителем, стараются находить пути решения этой проблемы: делают выводы, сравнения, обобщения. При этом уроки сбо направлены  на формирование определенного типа мышления, на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, поэтому сбо,  как учебный предмет усваивается  ими  со значительными затруднениями. Затруднения в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы, нередко приводят к снижению их   активной мыслительной деятельности  и интереса к учению. В своей педагогической деятельности на уроках и внеурочное время  применяю разнообразные методы и приёмы, средства, которые  способствуют  активной мыслительной деятельности  и развитию познавательного интереса у учащихся с отклонениями в умственном развитии:

-принцип преемственности и взаимосвязи, интегрированные уроки;

— мотивация и доступность через использование заданий практического характера

— программированные задания;

-дифференцированный подход;

-использование занимательного материала;

-сюжетно-ролевые игры;

-моделирование реальных ситуаций;

— экскурсии;

-технику безопасности;

-  использование ИКТ

Основная цель, которую я всегда ставлю перед собой, — вести уроки сбо  так, чтобы ученики не теряли интереса к предмету. Умственно отсталый ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Считаю, что это и есть главное в организации уче­нической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя. Дети с ОВЗ очень плохо ориентируются в со­циальной среде, в частности в вопросах социально-бытового характера, так как многие из них уже с раннего детства находились в относитель­но изолированных условиях. Поэтому, насколько благополучно умственно отста­лые дети адаптируются в социальной сре­де, во многом зависит от системы и преемственности в рабо­те по социально-бытовой ориентировке, ве­дущейся в школе. Моя  многолетняя практика показывает, что социально зна­чимые знания и умения посредством развития познавательного интереса необходимо при­вивать ребенку значительно раньше, чем это предусмотрено программой (с Vкласса).  В этой системе помимо занятий, включенных в учебный план, большое значение имеют уроки «Развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью» в начальной школе, внеклассная воспи­тательная работа и работа с семьями учащихся ( с родительскими детьми). Поэтому большая работа в нашей школе в этом направле­нии проводится  учителями начальных классов, осуществляется тесная взаимосвязь мною и педагогами среднего и старшего звена,  воспитателями  во внеурочное время уже в  младшем школьном возрасте и со старшеклассниками. Планирование работы всего педагогического коллектива в обязательном порядке предусматривает включение в него разнообразных форм, способов и приёмов по программе сбо, рекомендуемых учителем сбо. По установившейся традиции в школе, значительное  количество внеклассных мероприятий проводим вместе с воспитателями. Приложение№1.http://soc.edurm.ru/users/mog59Начинаем практиковать интегрированные внеклассные мероприятия, уроки, проведённые совместно с учителями общеобразовательных предметов, воспитателями. Приложение№2http://soc.edurm.ru/users/mog59Приложение №3http://soc.edurm.ru/users/mog59(Приложение №4http://soc.edurm.ru/users/mog59  .Ведущей идеей сбо в коррекционной школе является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. От выполняемой практической деятельности  ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом  зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения путём многократных упражнений практического направления должны быть ему доступны. Знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках через задания практического характера, убеждают учащихся в том, что их  можно применять на практике в дальнейшей самостоятельной жизни. Практические работы и упражнения, широко используемые по большинству разделов  сбо, положительно влияют на   развитие познавательного интереса к изучению сбо и  повышают адаптивные возможности выпускников в современном обществе. Приложение № 5 размещено на сайте:"http://nsportal.ru/mitroshina-olga-grigorevna"Приложение6 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59. Использование на уроке СБО элемен­тов программирования помогает учите­лю обеспечивать активную самостоя­тельную деятельность учеников, посто­янно следить за усвоением знаний, свое­временно оказывать необходимую по­мощь и учитывать индивидуальные осо­бенности умственно отсталых учащихся. Применяя наряду с другими способами программи­рованные задания, можно ждать пози­тивных результатов.Приложение7 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Некоторые учащиеся постоянно отстают от одноклассников в учебе, поэтому использую дифференцированный подход в обучении. Дифференцированные  тестовые задания с выбором ответа, задания на перегруппировку, на рассмотрение и поиск ошибок, позволяет провести урок СБО динамично, увеличить познавательную активность обучающихся и повысить мотивацию к обучению. Приложение 8 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Разноуровневые задания, посильные для каждой группы учеников, выбор учеником того задания, которое ему по силам, позволяют участвовать всем в учебном процессе. (Приложение 9 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Доказано, что использование занимательного материала на уроках сбо, сокращает путь учащихся к знанию и зажигая «огонек любознательности» (Сухомлинский В.А.), делает учение увлекательным и приносящим радость, а следовательно эффективным. Занимательность вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий  которые своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи  должны вызывать удивление, стимулировать познавательную деятельность. Приложение10 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Важная роль на уроках сбо, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность осложняет процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом — четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса. Практика показывает, что уроки с использованием сюжетно-ролевых игр делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Приложение№11 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Моделирование реальных ситуаций такжеприменяются при изучении различных разделов программы по сбо.Ситуация- это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Модель реальных ситуаций должна соответствовать этим характеристикам и иметь определённую структуру. Применение этого методического приёма на занятиях сбо позволяет решать ряд важных задач: расширение социального опыта; приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей; накопление практического опыта и его использование; развитие навыков культуры общения; формирование целенаправленной деятельности; подчинение нормам поведения; развитие спонтанной диалоговой речи; формирование привычки анализировать условия, находить верные решения. Проведение урока в форме моделирования реальных ситуаций дает обучающим  важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.Приложение 12размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Моделированию реальных ситуаций должны предшество­вать беседы,  экскурсии в ходе которых ученики приобрета­ют определенные знания, а также в случае необходимости моделирование проводится и перед экскурсией, чтобы подго­товить школьников к общению во время ее с работниками, посещаемого учреждения или предприятия, правильному вы­полнению задания… Приложение13 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Почти на каждом уроке необходимо в обязательном порядке приучать детей неукоснительно  соблюдать технику безопасной работы, правила санитарии и гигиены, противопожарную безопасноть.Приложение№14. размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59Приложение 15 размещено на сайтеhttp://soc.edurm.ru/users/mog59. Использование ИКТ в учебном процессе — один из способов развития познавательного интереса у учащихся с отклонениями в умственном развитии. При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Считаю одной из своих задач — развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей. Проведение уроков с применением мультимедийных презентаций — это мощный стимул в обучении. Мультимедийные презентации позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.   Формирование познавательного интереса к изучению сбо служит и внеклассная работа по предмету. Проведение предметных дней и недель сбо стало традицией в нашей школе. Школьники очень серьезно и ответственно подходят к участию во внеклассных мероприятиях. Учащиеся решают логические задачи, отгадывают ребусы, кроссворды отвечают на вопросы викторины и т.п.В конце недели подводятся итоги и происходит награждение активных участников. Приложения16 размещено на сайте "http://nsportal.ru/mitroshina-olga-grigorevna"   Приложение17размещено на сайте "http://nsportal.ru/mitroshina-olga-grigorevna" Приложение18""http://soc.edurm.ru/users/mog59  сайт http://nsportal.ru/hloj-36" Результативность опыта.Своими наработками по развитию познавательного интереса для формирования социальной адаптации  у учащихся делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на педсоветах и семинарах по дефектологии, размещаю в Интернет. Адрес сайта:"http://nsportal.ru/mitroshina-olga-grigorevna" > Сайт учителя</a> http://soc.edurm.ru/users/mog59Ежегодно провожу практику со студентами факультета дефектологии и психологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Развитие познавательных интересов на уроках  сбо, во внеклассной работе показало, что у школьников повысилась мотивация учения, повысился интерес к предмету. Регулярное использование на уроках и во внеурочной деятельности различных заданий, направленных на развитие познавательных интересов для формирования социальной адаптации учащихся, расширило их кругозор, явилось значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов, повысило качество знаний по предмету сбо с 70% (2011-2012уч.год) до 74%(2013-2014уч.г) при100%успеваемости; позволило школьникам более уверенно ориентироваться в окружающей действительности и плодотворнее использовать приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Возможность тиражирования. Практическая значимость  работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей, воспитателей. Материалы размещены на своём сайте Адрес сайта:"http://nsportal.ru/mitroshina-olga-grigorevna" > Сайт учителя</a> http://soc.edurm.ru/users/mog59

 

 Учитель социально бытовой ориентировки                                               Митрошина О.Г.

 

 Директор школы-интерната    ГКС(К)ОУ РМ

 «Инсарская специальная

 (коррекционная) школа-интернат VIIIвида»               Зарубин В.В

  

 

1959
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!