Воспитание этноэкологической культуры у детей 5-6 лет в условиях экологической лаборатории

 

      Эффективность формирования этноэкологической культуры у старших дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания экологической лаборатории и внедрения ее в педагогический процесс детского сада. 

С точки зрения экологического образования экологическая лаборатория в дошкольном учреждении должна способствовать:

•познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

•эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к природным объектам родного края, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; •предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;

•оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек);

•формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); •формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

•экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.) [3, c.60].  

       Краеведческая работа развивает интерес, воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям. Познание природы родного края, местных традиций и обычаев становится первым шагом к формированию ценностных отношений к природе, следовательно, и началом развития этноэкологической культуры детей старшего дошкольного возраста. 

     Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской дея¬тельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспе¬чит детям не только осознание связей и зависимостей, существую¬щих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологиче-ски грамотного ухода за выращиваемыми растениями. 

     В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою по-зитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает бла-готворное влияние не только на развитие эмоциональной и интел-лектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. 

     В дошкольном возрасте основной формой организации иссле-довательской деятельности являются опыты. Опыт — это целенап¬равленно организованное педагогом ознакомление детей со спе¬цифическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определенных, искусственно созданных условий, путем их непосредственного наблюдения [1, c.55]. 

    В детском саду, где в основе воспитания детей лежат экологические занятия и методы работы, заведующей необходимо задуматься об обустройстве экологической лаборатории и подготовить смету затрат на предоставление услуг и покупку товаров. Если детское образовательное учреждение является некоммерческим (частным), а муниципальным, то в рамках программы Администрации города, учреждение выставляет тендер на услуги и закупку необходимых товаров. Другими способами являются спонсорство коммерческих организаций и непосильная помощь родителей. 

    Основные мероприятия для подготовки экологической лаборатории для детей должны содержать небольшие ремонтные работы (установка деревянных окон, отделка стен с использованием краски на безвредной водной основе, паркетный пол), возможно и перепланировка помещений, покупка экологической мебели из недорогой древесины (сосна, береза), приобретение животных и комнатных растений (в дар или за счет спонсоров), обучающих материалов и предметов дизайна. 

    Экологическая лаборатория в детском саду должна быть эмоционально комфортной для детей, поэтому в дизайне учитывается влияние цвета на психику детей. Желтый цвет пробуждает к творчеству и активизирует желание общаться. Зеленый цвет считается природным и помогает детям перенести нервное потрясение или стресс. Оранжевый цвет всегда добавит энергию и вызовет интерес к новым заданиям воспитательницы. Одним словом, нужно использовать теплые цвета в помещение, сочетание цветов также благоприятно будет действовать на самочувствие и здоровье ребенка. Сделают яркой и интересной экологическую лабораторию в детском саду – развивающие наклейки от Candy room.

     Большую часть экологического пространства будет занимать зимний сад, зеленая витрина или цветочницы в зависимости от площади экологической комнаты. Комнатный сад требует много естественного освещения, поэтому следует располагать его вблизи больших окон или стеклянной крыши. Цель разведения растений состоит в том, чтобы познакомить детей с видами и разнообразием растений, научить ухаживать за ними и привить ответственность за жизнь «зеленых». 

      При озеленении экологической лаборатории нужно учитывать положительные и вредные свойства комнатных цветов. Например, не рекомендуется использовать монстеру, кипарис и тую – они несут отрицательную энергию, либо ядовиты. И, наоборот, одним из распространенных полезных растений является пеларгония, попросту герань. Это неприхотливое растение выделяет фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, в связи, с чем риск карантина в детской группе снижается. Огромное разнообразие сортов со множеством окрасок и форм цветков и цветение круглый год делают пеларгонии привлекательными для выращивания в комнатной культуре.

        Следующее, что нужно учесть в экологическом дизайне – это творческие предметы в виде картинок или поделок на стене с изображением природы, животных, времен года. Идеи по оформлению таковы:

1. на занятии по изотворчеству из бумаги и сопутствующих предметов детям выдается задание сделать мини-картинки с тематикой природы;

2. на занятии по рисованию дать задание детям нарисовать свое любимое животное, например «Мой любимый хомячок и Я», где ребенок покажет свое видение, как взаимодействовать и ладить с домашними животными;

3. либо попросить родителей принести домашние фотографии с изображением ребенка и животного/растения;

4. либо закупаются самостоятельно картинки с рамками на экологическую тематику.

       После выбора наиболее подходящего задания с учетом возраста детей предметы дизайна оформляются разными способами: размещаются на свободной стене в виде картинной галереи, либо локально на информационной доске. По желанию воспитатели устраивают конкурсы на самую лучшую работу и каким-либо образом поощряют и определяют места победителей.

      Живой угол в экологической лаборатории заселяется разными видами животных:

•водные – лягушки, рыбки, улитки, черепахи;

•наземные – черепахи, хомячки, морская свинка;

•птицы – попугаи, канарейки.

     Дети, находясь в живом уголке, не только развлекаются и наблюдают за животными, но и изучают их особенности, повадки, их корм и способы общения с ними.

      В экологической лаборатории воплощаются самые заветные идеи детского сада по воспитанию натуральных детей. Вот несколько интересных развивающих зон:

Интерактивный мини-музей природы Мордовии включает в себя редкие природные экспонаты. Зона коллекций включает коллекции плодов, семян, пород камней своего края. Фитобар – во время отдыха от занятий детям предлагается отведать травяной полезный чай, собранный детьми. Мини-музей природы — замечательный источник и хранитель наглядного материала для многих видов занятий. Комната – музей «Старинная изба» – это результат совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Нередко в роли экскурсоводов выступают сами дети.

      Познавательная активность дошкольников реализуется и в их практической деятельности и проявлялась в самостоятельных эксперимен-тах с объектами неживой природы в заботливом и внимательном отноше-нии к объектам живой природы своего края [2, с.76]. 

     Таким образом, экологическая лаборатория обустраивается по стандартам экологичности строительных и отделочных материалов, с учетом разведения полезных для здоровья растений и приобретения животных, за которыми легко ухаживать. Главная цель – привлечение интереса детей к живым организмам и получение положительных эмоций в ходе творческих занятий, развитие бережного отношения к животным и гуманизм.

       Итак, познание природы родного края посредством экологической лаборатории становится первым шагом к формированию ценностных отношений к природе, следовательно, и началом формирования этноэкологической культуры детей старшего дошкольного возраста. 

Литература

1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: учеб. пособие для педагогов / А. И. Иванова. — М.: Просвещение, 2004. – 155 с.

2. Рыжова, Н. А. Лаборатория в детском саду и дома: учебно-методический комплект. (Методическое пособие и DVD-диск) / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 176 с.

3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

1271
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!