Особенности копинг-стратегий подростков, посещающих спортивные секции.
Особенности копинг-стратегий подростков, посещающих спортивные секции.
Актуальность темы определяется воздействием значительного числа стрессогенных факторов на современных подростков в условиях образователнього процесса и предъявлением повышенных требований к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности ребенка, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность деятельности в условиях школы.
Интеграция двух научных направлений – теории физического воспитания и концепций стресс-копинг процесса, позволяет оформить в области изучения физического развития детей подход к формированию стрессоустойчивого поведения личности в качестве вектора научного исследования.
Описывая особенности взаимосвязи физического и психического состояния, П.Ф. Лесгафт писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений». [3, с. 22]
Вместе с тем, один из ведущих педагогов-теоретиков А.Д. Новиков отмечал, что физическое воспитание, помимо развития телесно-двигательной сферы человека, участвует в формировании его характера, интеллектуальных и моральных качеств.Аргументируя это, он писал: «… бесспорным остается… положение о том, что в процессе физического упражнения одновременно затрагиваются и физическая и психическая сфера человека, как стороны одного целого». [7, с. 63]
В современной науке «копинг» рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. [2, с. 3]
Л.И.Анцыферова отмечает, что наиболее часто в подростковом возрасте используются такие механизмы психологической защиты как отрицание, подавление, проекция, замещение. [2, с. 6]
При этом анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время важным фактором для выбора той или иной копинг-стратегии является физическое воспитание подростков и посещение детьми той или иной спортивной секции. Это обусловлено тем, что у подростков, посещающих секции, целенаправленно формируется способность преодолевать трудности и решать, стоящие перед ними задачи. Тогда как слабо включенные в спортивную деятельность дети или дисгармонично развитые подростки, когда психическое развитие идет в ущерб физическому, стараются избегать проблем, отрицать их, ищут поддержки среди взрослых или, зачастую, в неблагополучной среде сверстников.
Таким образом, одним из эффективных средств профилактики появления стресса и формирования стрессоустойчивого поведения подростков является активная и мотивированная двигательная деятельность, в частности, в рамках физической культуры и спорта.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение и выявление взаимосвязи стратегий совладающего поведения у подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих их. Обследуемая выборка включала 40 подростков в возрасте 14-15 лет.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили труды отечественных исследователей копинг-стратегий в подростковом возрасте И.М. Никольской, Р.М. Грановской, В.С. Мухиной, согласно которым выбор копинг-стратегии подростков направлен на решение проблемы или изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации. [6]
Для выявления предпочитаемых копинг-стратегий подростков в нашем исследовании была использована методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер (адаптированный вариант Т.А. Крюковой).
Результаты исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1 — Копинг-поведение подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции.
Предпочитаемая копинг-стратегия
Решение задач, (%)
Социальное отвлечение, (%)
Избегание, (%)
Группа 1
55
35
10
Группа 2
20
50
30
Исходя из данных таблицы, видно, что 55% респондентов, посещающих спортивные секции (группа 1) в стрессовых ситуациях предпочитают использовать стратегию разрешения проблем; 35% — стратегию поиска социальной поддержки; 10% — стратегию избегания проблем. 20% респондентов, не посещающих спортивные секции (группа 2) предпочитают использовать стратегию разрешения проблем; 50% — стратегию поиска социальной поддержки и 30% — стратегию избегания проблем.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что присущий подросткам, посещающим спортивные секции, стиль копинг-поведения отличается высокой степенью предпочтения стратегии «разрешения проблем». Тогда как у подростков, не посещающих спортивные секции, ведущей стратегией копинг-поведения выступил «поиск социальной поддержки».
Для оценивания достоверности различий между процентными долями использования стратегии решения задач в двух выборках, мы использовали критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
В нашем случае, эмпирическое значение φ*= (1,671-0,927)*√10=2,38, при φ*кр = 1,64 (р ≤ 0,05) и φ*кр = 2,31 (р ≤ 0,01).Таким образом, φ*эмп >φ*кр, полученное значение φ* находится в зоне значимости.
Сопоставление полученных в ходе исследования данных свидетельствует о наличии связи между активными занятиями спортом и выбором копинг-стратегии детьми подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной школе. Для подростков, посещающих спортивные секции, наиболее предпочитаемой выступает копинг-стратегия «решения задач» и стратегия «социального отвлечения».
Литература.
1. Андреев, А. Н. Культурология / А.Н. Андреев. — Минск: Дизайн-Про, 1998. — 160 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — с. 3-18.
3. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт // Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. — М.: ФиC, 1987. — 359 с.
4. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. — 1996. —№ 1. — с. 5-9.
5. Нартова-Бочавер, С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2010. — № 5. — с. 20-30.
6. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. — СПб.: Питер, 2009. — 600 с.
7. Новиков, А. Д. Физическое воспитание. / А.Д. Новиков. — М.: ФиC, 1949. — 135 с.