Особенности копинг-стратегий подростков, посещающих спортивные секции.

Особенности копинг-стратегий подростков, посещающих спортивные секции.  

                                                                                                                                                                               

Актуальность темы определяется воздействием значительного числа стрессогенных факторов на современных подростков в условиях образователнього процесса и предъявлением повышенных требований к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности ребенка, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность деятельности в условиях школы.

Интеграция двух научных направлений – теории физического воспитания и концепций стресс-копинг процесса, позволяет оформить в области изучения физического развития детей подход к формированию стрессоустойчивого поведения личности в качестве вектора научного исследования.

Описывая особенности взаимосвязи физического и психического состояния, П.Ф. Лесгафт писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений». [3, с. 22]

Вместе с тем, один из ведущих педагогов-теоретиков А.Д. Новиков отмечал, что физическое воспитание, помимо развития телесно-двигательной сферы человека, участвует в формировании его характера, интеллектуальных и моральных качеств.Аргументируя это, он писал: «… бесспорным остается… положение о том, что в процессе физического упражнения одновременно затрагиваются и физическая и психическая сфера человека, как стороны одного целого». [7, с. 63]

В современной науке «копинг»  рассматривается  как  индивидуальный  способ  взаимодействия  личности  с  ситуацией  в  соответствии  с  ее  собственной  логикой,  значимостью  в  жизни  человека  и  его  психологическими  возможностями. [2, с. 3]

Л.И.Анцыферова  отмечает,  что  наиболее  часто  в  подростковом  возрасте  используются  такие  механизмы  психологической  защиты  как  отрицание,  подавление,  проекция,  замещение. [2, с. 6]

При  этом  анализ  педагогической  практики  показывает,  что  в  настоящее  время  важным  фактором  для  выбора  той  или  иной  копинг-стратегии  является физическое воспитание подростков и посещение детьми той или иной спортивной секции.  Это  обусловлено  тем,  что у подростков, посещающих секции, целенаправленно формируется способность  преодолевать  трудности и решать, стоящие перед ними задачи. Тогда  как  слабо включенные в спортивную деятельность дети или  дисгармонично развитые подростки, когда психическое развитие идет в ущерб физическому, стараются  избегать  проблем,  отрицать их, ищут поддержки среди взрослых или, зачастую, в неблагополучной среде сверстников.

Таким образом, одним из эффективных средств профилактики появления стресса и формирования стрессоустойчивого поведения подростков является активная и мотивированная двигательная деятельность, в частности, в рамках физической культуры и спорта.

 Нами  было  проведено  эмпирическое  исследование,  направленное  на  изучение  и  выявление  взаимосвязи  стратегий  совладающего  поведения у  подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих их.  Обследуемая  выборка  включала 40  подростков  в  возрасте  14-15  лет.

Теоретико-методологическую  основу  нашего  исследования  составили  труды  отечественных  исследователей  копинг-стратегий  в  подростковом  возрасте  И.М.  Никольской,  Р.М.  Грановской,  В.С.  Мухиной,  согласно  которым  выбор  копинг-стратегии  подростков  направлен  на  решение  проблемы  или  изменение  собственного  состояния  и  установок  в  отношении  ситуации.  [6]

Для  выявления  предпочитаемых копинг-стратегий   подростков в  нашем  исследовании  была  использована  методика  «Копинг-поведение  в  стрессовых  ситуациях»   С.  Норман,  Д.Ф.  Эндлер,  Д.А.  Джеймс,  М.И.  Паркер (адаптированный  вариант  Т.А.  Крюковой).

Результаты исследования по  методике  «Копинг-поведение  в  стрессовых  ситуациях»  представлены  в  виде таблицы  1. 

Таблица 1 — Копинг-поведение  подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции.

Предпочитаемая копинг-стратегия

Решение задач, (%)

Социальное отвлечение, (%)

Избегание, (%)

Группа 1

55

35

10

Группа 2

20

50

30

Исходя из данных таблицы, видно, что  55% респондентов, посещающих спортивные секции  (группа 1) в стрессовых ситуациях предпочитают использовать стратегию разрешения проблем;  35% — стратегию поиска социальной поддержки; 10% — стратегию избегания проблем. 20% респондентов, не посещающих спортивные секции (группа 2) предпочитают использовать стратегию разрешения проблем; 50% — стратегию поиска социальной поддержки и 30% — стратегию избегания проблем.

Полученные  эмпирические  данные  свидетельствуют  о  том,  что  присущий  подросткам, посещающим спортивные секции, стиль  копинг-поведения отличается  высокой степенью предпочтения стратегии  «разрешения  проблем». Тогда  как  у  подростков, не посещающих спортивные секции,  ведущей  стратегией  копинг-поведения  выступил  «поиск  социальной  поддержки».

Для оценивания достоверности различий между процентными долями использования стратегии решения задач в двух выборках, мы использовали критерий φ* — угловое преобразование Фишера.

В нашем случае, эмпирическое значение φ*= (1,671-0,927)*√10=2,38, при φ*кр = 1,64 (р ≤ 0,05)  и φ*кр = 2,31 (р ≤ 0,01).Таким образом, φ*эмп  >φ*кр, полученное значение φ* находится в зоне значимости. 

Сопоставление  полученных  в  ходе  исследования  данных  свидетельствует  о  наличии  связи  между  активными занятиями спортом и  выбором  копинг-стратегии  детьми  подросткового  возраста,  обучающихся  в  общеобразовательной  школе.  Для  подростков, посещающих спортивные секции, наиболее предпочитаемой  выступает  копинг-стратегия  «решения задач» и стратегия  «социального отвлечения». 

 

Литература.

1. Андреев, А. Н. Культурология / А.Н. Андреев. — Минск: Дизайн-Про, 1998. — 160 с.

 2. Анцыферова,  Л.И.  Личность  в  трудных  жизненных  условиях:  переосмысливание,  преобразование  ситуаций  и  психологическая  защита /  Л.И.  Анцыферова  //  Психологический  журнал. — 1994. — Т.  15, №  1.  —     с.  3-18.

3. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт // Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. — М.: ФиC, 1987. — 359 с.

4. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. — 1996. —№ 1.  — с. 5-9.

5. Нартова-Бочавер, С.К.  “Coping  behavior”  в  системе  понятий  психологии  личности  / С.К.  Нартова-Бочавер //  Психологический  журнал.  —  2010.  —  №  5.  —  с.  20-30.

6. Никольская,  И.М. Психологическая  защита  у  детей  /  И.М.  Никольская,  Р.М.  Грановская. — СПб.:  Питер,  2009.  —  600  с.

7. Новиков,  А. Д. Физическое воспитание. / А.Д. Новиков. — М.: ФиC,    1949. — 135 с.

906
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!