Технологическая модель развития коммуникативности и воспитания толерантности у учащихся начальных кл
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»
Лямбирского муниципального района
Отчёт
по опытно-экспериментальной работе в начальных классах
«Технологическая модель развития коммуникативности и воспитания толерантности у учащихся начальных классов».
(выступление на круглом столе методсовета)
Руководитель эксперимента: Биккинина Р.Р.,
учитель начальных классов
Лямбирь, 2013
Информационная характеристика проекта
Тема:«Технологическая модель развития коммуникативности и воспитания толерантности у учащихся начальных классов».
База исследования.Экспериментальная работа будет осуществляться на базе МОУ «Лямбирская средней общеобразовательная школы № 2» среди учащихся начальных классов.
Директор школы: Добряева Марина Вениаминовна
Рабочая группа:
- Биккинина Римма Рафиковна, учитель начальных классов
- Захарова Наталья Александровна, учитель начальных классов
- Латышова Линара Фяридовна, воспитатель ГПД
- Искендерова Марина Кадыровна, педагог-психолог
Пояснительная записка
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.
Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:
— между потребностями общества и государства в формировании толерантных личностей и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у младших школьников;
— между потенциальными воспитательными возможностями начальной школы и семьи в преодолении интолерантного поведения и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий её формирования;
— между темпами совершенствования новых востребованных технологий и готовностью школы, семьи к внедрению их в свою деятельность.
Следует отметить, что в последние годы проблема толерантности изучается в сфере негативных положений, как психологами, так и педагогами (агрессия, жестокость, девиации, деструктивность).
С учетом указанных противоречий и методологических подходов обозначена проблема эксперимента: каковы педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста?
Научное обоснование проекта.
Актуальность эксперимента
Толерантность охарактеризована как сущностное, родовое, свойственное природе человека качество, процесс формирования которого требует создания благоприятных условий; как частный случай ценностного отношения человека к людям вообще; как феномен, взаимосвязанный с переживанием человеком чувства собственной свободы и преодолением собственных эгоцентристских установок.
Определены особенности младшего школьного возраста, влияющие как позитивно (интерес детей к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности), так и негативно (повышенная конфликтность, эгоизм) на формирование толерантности у школьников.
Выявлены педагогические условия формирования толерантности у школьников, к которым относятся: организация встреч с иными культурами; проблематизация их отношений к представителям иных культур; организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур; организация рефлексии этих отношений; оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, анализировать свои и чужие мнения, вести диалог.
Значимость и актуальность данной работы мы видим в том, что исследуется относительно слабо изученная позитивная сторона поиска педагогических условий формирования толерантности. Здесь уместно сослаться на В.В.Макаева, который считает, что в исследовании проблем теории и практики поликультурного и толерантного образования и воспитания возможен и необходим методологический подход с позиции гармонизации и гуманизации человеческих отношений, а не только с позиций разрешения противоречий.
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования:
— разработана и теоретически аргументирована модель системы развития толерантности в образовательной среде (обучение, внеклассная работа, семейное воспитание);
— разработаны критерии и показатели уровней развития толерантности у младших школьников;
— уточнен категориальный аппарат процесса формирования толерантности у младших школьников, определены ее основные компоненты;
— уточнено толкование понятий "толерантность", "воспитание толерантности";
— обозначены черты толерантности (целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность).
Теоретической основой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвилли, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина посвященные теории педагогического взаимодействия; работы Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолова, Р. Бетти, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.
Практическая значимость исследованиязаключается в том, что в нем предлагаются новые способы воспитания толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла, педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практикоориентированных программ по поликультурному образованию школьников. Толерантность – это уважение, понимание, принятие того, что все многообразие состоит из индивидуальностей. Это когда человек критично относится к себе, к своим недостаткам и не обвиняет в своих неприятностях других людей".
Введение эксперимента определяется готовностью педагогического коллектива УК введению ОЭР, которая выражается в следующем:
- высокий уровень профессионализма педагогов начальной школы;
- изменившиеся требования к современному общему образованию;
- введение новых стандартов образования.
Объект эксперимента — воспитание толерантности у младших школьников в школе и семье.
Предмет эксперимента — педагогические условия, влияющие на эффективность формирования толерантности у младших школьников.
Цель эксперимента — решение проблемы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Задачи эксперимента:
- Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у младших школьников.
- Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.
- Разработать уровни сформированности толерантности у младших школьников.
- Определить уровни толерантности у младших школьников.
- Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий формирования толерантности у младших школьников.
Гипотезой исследования явились следующие положения-
процесс формирования толерантности у младших школьников будет более эффективным, если:
— разработана система развития толерантности, как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами;
— организация процесса толерантного воспитания направлена на формирование толерантных отношений среди детей – представителей разных этнокультур, проживающих на территории Лямбирского района, посредством включения их в совместную творческую деятельность по освоению традиционной культуры своего народа и знакомство с культурами других народов.
-созданы педагогические условия для организации воспитательного пространства «школа – семья — микрорайон»; обеспечивающие эффективность формирования толерантных отношений к близкому другому у школьников;
Методы, используемые для решения исследовательских задач:
— теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников);
— методы математической статистики;
— анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
— эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок,, опытно-экспериментальная работа);
— методы качественной и количественной обработки эмпирических данных;
-диалого-диагностические методы (выступления на НПК, на педсовете; «круглый стол», дискуссия).
Направления экспериментальной работы:
- разработка основ «педагогики толерантности»;
- выявление факторов провоцирующих конфликты в детском кол-ве;
- выявление проблемных детей;
- оценка сплочения детского кол-ва;
- организация работы с родителями;
- организация и проведение воспитательных мероприятий;
Теоретико-экономическое обоснование проекта
Информационное обеспечение
В школе имеется компьютерный класс на 14 рабочих мест, школа подключена к Интернету, имеется электронная почта, школьный сайт, набор электронных учебников на СД, библиотека насчитывает более 400 экземпляров методической литературы, школой выписываются различные периодические издания ( «Педсовет», «Учительская газета», «Школьный психолог», «Народное образование»), есть возможность использовать книжный фонд районной библиотеки, библиотеки института повышения квалификации педагогических работников, республиканской библиотеки им. А.С.Пушкина, поддерживается тесное сотрудничество с РМК Лямбирского РУО.
Финансовое обеспечение
Наряду с бюджетным источником финансирования предполагается использование внебюджетных средств.
Сроки проведения эксперимента:2011-2013 гг.
Основные этапы эксперимента
Iэтап (организационно-аналитический) – январь — май 2011 г.
На первом этапе происходило изучение научной и учебно-методической литературы, определялись методологические подходы, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме, проводилось накопление собственного практического опыта работы по формированию коммуникативной толерантности в начальных классах. Параллельно, проводился теоретический анализ педагогической, философской, психологической, этнопедагогической литературы, уточняелся понятийно-категориальный аппарат исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, подбирался диагностический инструментарий с целью выявления ценностных ориентаций у учащихся общеобразовательной школы и уровня сформированности у них толерантных отношений к близкому другому.
Результаты:
— готовность субъектов образовательного процесса к ОЭР;
— проект ОЭР.
IIэтап (внедренческий) –2011 – 2012 гг
На втором этапе осуществлялся экспериментально выбор форм, создавались организационно-педагогические условия реализации экспериментальной работы. Здесь же проводились наблюдения, беседы, мониторинг хода и результатов исследования. При необходимости вносились коррективы, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой проверялась и уточнялась рабочая гипотеза, разрабатывалась модель изучаемого процесса, апробировались, систематизировались педагогические методы и средства, необходимые для обеспечения эффективного протекания процесса формирования коммуникативной толерантности, проводились воспитательные мероприятия с детьми, родителями.
Результаты:
— повышение интереса к теме эксперимента со стороны участников эксперимента;
-получение позитивных результатов на основе анкетирования, тестирования, после проведения воспитательных мероприятий.
IIIэтап (информационно-аналитический) – 2012-2013 гг.
На третьем этапе осуществляется обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация, окончательное оформление результатов теоретического и экспериментального исследования.
Ожидаемые результаты:
— адекватность результатов целям эксперимента;
-размещение материалов на интернет сайтах;
-отчёт на методическом совете МОУ «Лямбирская СОШ №2»;
-воплощение на практике идей эксперимента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается корректным выбором методологических и теоретических основ, методов исследования, адекватных его цели и задачам, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, длительным характером опытно-экспериментальной работы. В течение всего периода экспериментальной работы проводились консультации с педагогом-психологом.
Рабочей группой была создана модель развития коммуникативности и воспитания толерантности, по которой планировалась дальнейшая работа.
Структурно-тематический план
Сроки проведения
Название мероприятия
Ответственный
Январь
2011
-Тренинги толерантного поведения.
-Чтение и обсуждение книг.
Биккинина Р.Р.
ЗахароваН.А.
Латышова Л.Ф.
Февраль
Классный час "На кого я хочу быть похожим". (беседа)
Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса
-Круглый стол «Мы интересны друг другу потому, что мы разные».
-Составление списка произведений худ. литературы, мультфильмов, худ. фильмов, способствующих развитию толерантности.
Март
Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые". (форма проведения: утренник)
Классный час "Моя семья" (выставка рисунков, семейные газеты,"круглый стол")
Апрель
«Рисуем дружбу». Конкурс рисунков для учащихся начальных классов
Классный час "Улыбка и смех приятны для всех".(викторины, конкурсы)
Май
Выставка «Национальные кухни России»
Диспут «Легко ли быть настоящим другом?»
Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений
Сентябрь
Страничка в газете с публикациями учащихся, посвященными проблемам интолерантного поведения
Классный час "Я и мое имя", (беседа)
Октябрь
Диагностика учащихся (анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса
Создание мультимедийной презентации «Лики толерантности»
Ноябрь
Конкурсы стихов, плакатов, рисунков, сочинений, фотографий, презентаций к Международному дню толерантности;
Читательская конференция по сказкам Г. Х. Андерсена
Тематические родительские собрания «Учитель, ученик, родитель»
Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". (ролевая игра)
Декабрь
Праздничный концерт "Новогодняя карусель". Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку "Мастерская Деда Мороза".Недели национальных культур: экспозиции работ учащихся, мероприятия;
Как встречают Новый год в разных странах? (Игра — путешествие). Новогодний праздник "Святки".
Январь
2012
Классные часы, анкетирование, диспуты и другие мероприятия на темы «Черты толерантной личности»
Психологическая игра "Необитаемый остров".
Февраль
«Внеси свой вклад». Создание продолжающихся списков детской художественной литературы и фильмов, выступающих воспитателями доброты и отзывчивости
Март
Создание эмблем толерантного сообщества
Классный час "Культура мира. Человек среди людей" (заочное путешествие
Апрель
Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки".
Составление списка
«Принципы толерантного поведения»Читательская конференция по сказкам народов мира "По дорогам сказок" (совместно с поселковой библиотекой)
Май
Работа школьной библиотеки (библиотечные уроки, выставки книг по теме «Толерантность»);
Классный час "Мы — команда одного корабля".(викторина)
Сентябрь
Урок гражданина, посвящённый семье и семейным ценностям.
Оформление «Дерева толерантности»
Октябрь
«Ты, да я, да мы с тобой»
«Добро творящий, жизнь творит» »
Ноябрь
«Эстетика внешнего вида культурного человека»
Конкурс стихов, плакатов, рисунков, сочинений, фотографий к международному дню толерантности.
«Мы – разные, но мы вместе»
Декабрь
«»Эмоции положительные и отрицательные»
Неделя национальной кухни
Январь
2013
Конкурс рисунков «Я+ ты= мы»
«Мои обязанности в семье»
Февраль
«Вот что мы узнали о нашей Родине»
Март
«Зачем человеку быть честным?»
«Культура мира. Человек среди людей»
Апрель
«Нужна ли толерантность в экологии?» Диспут
«В игре узнаём друг друга»
Май
«Посеешь привычку — пожнёшь характер»
Учителя совместно с детьми создали списки детской художественной литературы, фильмов и мультфильмов и организовали выборочное их обсуждение.
Были проведены мероприятия с использованием мультимедиа: викторина по сказкам Пушкина «Что за прелесть – эти сказки», викторина по сказке Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение произведений «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Чиполлино» Дж. Роддари. По мнению детей, эти произведения помогают воспитать толерантность, доброту, взаимовыручку, учат лучше разбираться в людях и их поступках. Детям очень понравились проведённые мероприятия.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и без их положительного примера невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество. Поэтому частыми участниками и помощниками организации мероприятий являются родители моих учеников. С интересом прошли праздники «Широкая Масленица», неделя традиционных национальных блюд. Была проведена большая подготовительная работа к празднику: в технике папье-маше были выполнены блюдца и расписаны в народных традициях, детьми были вылеплены Барышни и расписаны самостоятельно составленными орнаментами, также дети выполнили рисунки традиционных национальных блюд с описанием рецептуры приготовления.
Дети познакомились с традиционными блюдами народов, проживающих в России и ближнем зарубежье. Угощали друг друга национальными выпечками.
В течение всего периода дети занимались проектной деятельностью, было проведено много интересных мероприятий с детьми и родителями. Учащиеся и учителя принимали активное участие в различных конкурсах, конференциях, семинарах.
Выступления на Республиканской
НПК.
Выступления на ММО, РМО, педсоветах, круглых столах.
Участие в конкурсах, районных мероприятиях, семинарах
Публикации
- 23.10.2012
Международная научно-практическая педагогическая конференция«Этнокультурное образование: опыт и перспективы».
Выступление на тему: «Воспитание толерантности у учащихся начальных классов в условиях поликультурной среды», Биккинина Р.Р.
2)10.01.2013
Республиканская научно-практическаяконференция «Развитие педагогического потенциала как фактор обновления структуры и содержания образования в условиях перехода на ФГОС», Латышова Л.Ф.
Педсовет
1)11.04.12 «Конфликтные стрессовые ситуации в процессе общения и пути их профилактики и разрешения» (из опыта работы), Биккинина Р.Р.
2)29.03.12 ММО «Проектная деятельность учащихся начальных классов», Биккинина Р.Р.
3)29.03.12 ММО
«Толерантность – гармония многообразия», Захарова Н.А.
4)29.03.2011 РМО «Особенности построения учебного процесса для потенциально одарённых детей», Бикинина Р.Р.
5)29.12.12 ММО «Роль и место групповой работы в учебной деятельности», Биккинина Р.Р.
6)Март 2013 «Нравственное воспитание уч-ся через изучение произведений художественной литературы», Биккинина Р.Р.
7)Март 2013 «Нравственное воспитание школьников на уроках окружающего мира», Захарова Н.А.
Учителя
- 1)Фестиваль педидей «Открытый урок»
- «Про кошек и собак», Биккинина Р.Р.-лауреат 2011-2012 уч.г
2) 22.11.11 – открытый урок в рамках районного семинара «про кошек и собак», Биккинина Р.Р.
Ученики
1)Мир конкурсов «Уникум» Российский дистанционный конкурс «На поиски клада знаний», БиктееваА.-3м, АсановаЖ.-3м, МаксимоваА.-3м. (учитель Биккинина Р.Р.)
2)Районный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», семья Еналиевых, Немыслиных (Биккинина Р.Р.)
3)14.12.12 Школьный тур конкурса «Сказка о лесе», саттаров А., 1 м., Биккинина Р.Р.
4)10.02.12 Конкурс технического рисунка к 1000 единения мордовского народа с народами Руси, «Лисичка», Сюбаева К.-3м., Биккинина Р.Р.
5) ноябрь 2011 районный конкурс поделок и рисунков «ЗОЖ», Сюбаева К., 2 м., Биккинина Р.Р.
6)Апрель 2013
Республиканский конкурс стихов собственного сочинения «Слово о каране», Максимова С., 2 м, Латышова Л.Ф.
7)Февраль 2013. Участие в районном конкурсе рисунков ко Дню инвалидов, Гулягина Р., Биккинина Р.Р.
8) 20.11.12 Школьный тур конкурса «Защитим лес» в номинации «Лес в моей судьбе» -Гулягина Р., 1 место в школе, Биккинина Р.Р.
9) Ноябрь 2012 конкурс ЗОЖ «Все краски творчества против наркотиков», Сюбаева К. 1 место в шк, Биккинина Р.Р.
10) Всероссийский дистанционный мир конкурсов «Уникум» «Эти забавные зверюшки» (фотоконкурс), Сюбаева К. 2 место, Бикккинина Р.Р.
11) Всероссийский дистанционный мир конкурсов «Уникум»
«Азбука безопасности», АсановаЖ.,-2м Биктеева А.- 2м, Биккинина Р.Р.
12) Всероссийский дистанционный мир конкурсов «Уникум»
Квест-викторина «На неведомых дорожках», Немыслин В.-3м., Биккинина Р.Р.
13) Всероссийский дистанционный мир конкурсов «Уникум»
«Новогодние приключения Маши в стране знаний», Саттаров А.-1м., Юмаева А.-2м, Биккинина Р.Р.
29.12.2012
Про школу.ру
1)«Воспитание толерантности у учащихся начальных классов в условиях поликультурной среды», Биккинина Р.Р.
2)«Конфликтные стрессовые ситуации в процессе общения и пути их профилактики и разрешения», Биккинина Р.Р.
3)26.01.13 «Масленица» (презентация), Биккинина Р.Р.
4)16.10.2012 «Профилактика детской агрессии», статья на личном сайте Латышовой Л.Ф.
5)14.12.2011
«Игра как средство развития личности ребёнка», статья на личном сайте Латышовой Л.Ф.
В течение всего периода проводились психологические тестирования, анкетирования, применялись различные методики.
ФИО классного руководителя
Уровень развития ученического самоуправления в классе по методике И.В.Золотухиной
Тест школьной тревожности Филипса
Уровень воспитанности
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л. Г. Жедуновой.
Биккинина Р.Р.
2010-2011 уч.год – 23 балла (средний)
2011-2012 уч.год – 26 баллов (высокий)
2012-2013 уч.год – 28 баллов (высокий)
2010-2011 уч.год – 35% (допустимый)
2011-2012 уч.год – 31%( доп)
2012-2013 уч.год – 26 % (доп.)
2010-2011 уч.год – 4,3
2011-2012 уч.год – 4,4
2012-2013 уч.год – 4,5
2010-2011 уч. г.- ср. балл 4,6
2011-2012 уч.г.– ср. балл 4,7
2012-2013 уч. г.– ср. балл 4,8
Захарова Н.А.
2010-2011 уч.год – 22 балла (средний)
2011-2012 уч.год – 25 баллов (высокий)
2012-2013 уч.год – 28 баллов (высокий)
2010-2011 уч.год – 37% (допустимый)
2011-2012 уч.год – 32%( доп.)
2012-2013 уч.год – 27 % (доп.)
2010-2011 уч.год – 4,3
2011-2012 уч.год – 4,4
2012-2013 уч.год – 4,5
2010-2011 уч. г.- ср. балл 4,5
2011-2012 уч.г.– ср. балл 4,7
2012-2013 уч. г.– ср. балл 4,8
Латышова Л.Ф.
2010-2011 уч.год – 24 балла (средний)
2011-2012 уч.год – 26 баллов (высокий)
2012-2013 уч.год – 29 баллов (высокий)
2010-2011 уч.год – 35% (допустимый)
2011-2012 уч.год – 33%( доп.)
2012-2013 уч.год – 27% (доп.)
2010-2011 уч.год – 4,3
2011-2012 уч.год – 4,4
2012-2013 уч.год – 4,5
2010-2011 уч. г.- ср. балл 4,4
2011-2012 уч.г.– ср. балл 4,6
2012-2013 уч. г.– ср. балл 4,7
Методика на выявление агрессивного поведения «Всегда ли я хороший», игровые тренинги «В зазеркалье», «Никто не знает…», «Послушаем тишину», коммуникативные тренинги «Моё эхо», «Мост симпатии», «Диалог с самим собой» и др.
Работа проведена плодотворная, есть позитивные результаты.