Инновационные технологии в системеэкологического воспитания младших школьников
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Руженкова Т.А.
учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник общего образования РФ (Саранск)
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком XXI века важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. Инновационные технологии в системе экологического воспитания младших школьников важная исследовательская проблема, к решению которой обращаются ряд учёных раз различных областей знания. Проблема экологического воспитания детей достаточно освещена в работах известных педагов-исследователей. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Например, Т. А. Бабанова, Н. В. Барабанщикова, Л. Д. Бобылева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Дерим-Олгу, Н. А. Фролова, И. Б. Дуденко, А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. В. Моисеева, И. Р. Кастунов, Л. П. Салеева убедительно раскрывают в своих работах педагогический аспект проблемы [1,2,3]. Отметим ряд положений, которые, на наш взгляд, имеют в данном случае принципиальное значение.
1. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
2. Цель экологического воспитания младших школьников-исследователей − это формирование экологической культуры средствами инновационных технологий. Экологическая культура включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. Наши задачи − реализация инновационных технологий экологического воспитания учеников в образовательном процессе с учётом их возрастных (физиологических, психологических) особенностей и личностных потребностей при построении учебных и факультативных занятий в начальной школе.
3. Среди инновационных технологий мы в своей работе применяем личностно-ориентированное и развивающее экологическое обучение и воспитание, игровые и дискуссионные технологии, нетрадиционные уроки и факультативные занятия. Для нас особый интерес представляет технология деятельностного подхода к экологическому воспитанию младших школьников. Известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Важную роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу); в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
4. Для систематизации работы по экологическому воспитанию младших школьников необходима программа экологического воспитания, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных технологий, последовательность в изложении материала. На наш взгляд, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной нами программы «Юный эколог» способствует значительному повышению экологической культуры младших школьников. Показательны в рамках программы «Праздник урожая», в котором участвовали и дети, и родители нашего класса, мероприятие «Посвящение в экологи». Представляет интерес и исследовательская деятельность детей, выраженная в написании творческих экологических работ, которые получили признание на республиканском и всероссийском уровнях. (Межрегиональная конференция исследовательских работ- Елистратова Яна, Вдовина Настя, Заводова Кристина).
Литература
1. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабанова // Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 16−17.
2. Барабанщикова, Н. В. Здравствуй, лето / Н. В. Барабанщикова // Начальная школа. – 1996. – №6. – С.56−58.
3. Бобылева, Л. Д. Практическая направленность экологического воспитания
младших школьников / Л. Д. Бобылева // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989.с.
– С. 77− 83.