Инновационные технологии в системеэкологического воспитания младших школьников

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Руженкова Т.А.                 
учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник общего образования  РФ (Саранск)
 Сложившаяся экологическая обстановка в  мире  ставит  перед  человеком XXI века важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере.  Инновационные технологии в системе экологического воспитания младших школьников важная исследовательская проблема, к решению которой обращаются ряд учёных раз различных областей знания. Проблема экологического воспитания детей достаточно освещена  в работах известных  педагов-исследователей.  Определены  цели,  задачи,  принципы,  средства, формы  и  методы,  а  также  содержание  экологического  воспитания. Например, Т. А.  Бабанова, Н. В. Барабанщикова,  Л. Д.  Бобылева,  Н. Ф. Виноградова, Е. Н.  Дерим-Олгу,  Н. А. Фролова, И. Б. Дуденко, А. Н Захлебный, И. Д. Зверев,  И. Т. Суравегина,  Л. В. Моисеева,  И. Р. Кастунов, Л. П.   Салеева убедительно  раскрывают в своих работах педагогический аспект проблемы [1,2,3]. Отметим ряд положений, которые, на наш взгляд, имеют в данном случае принципиальное  значение.
1. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. 
2.  Цель экологического  воспитания младших школьников-исследователей  − это формирование экологической культуры средствами инновационных технологий. Экологическая культура включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. Наши задачи −  реализация инновационных технологий экологического воспитания учеников в образовательном процессе с учётом их возрастных (физиологических, психологических) особенностей и личностных потребностей при построении учебных  и факультативных занятий в начальной школе. 
3. Среди инновационных технологий мы в своей работе применяем личностно-ориентированное и развивающее экологическое обучение и воспитание, игровые и дискуссионные технологии,  нетрадиционные уроки и факультативные занятия. Для нас особый интерес представляет технология деятельностного подхода к экологическому воспитанию младших школьников. Известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Важную роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу); в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). 
4.  Для систематизации работы по экологическому воспитанию младших школьников необходима программа экологического  воспитания,    обеспечивающая    организацию    познавательной, познавательно-развлекательной,    практической    и     исследовательской    деятельности  учащихся,  использование  и   сочетание   инновационных   и   традиционных технологий, последовательность в изложении материала. На наш взгляд, целенаправленная систематическая  работа  по  экологическому  воспитанию,    проводимая в  рамках  специально  разработанной нами  программы «Юный  эколог»  способствует  значительному  повышению  экологической  культуры младших    школьников. Показательны в рамках  программы «Праздник урожая», в котором участвовали и дети, и родители нашего класса,  мероприятие «Посвящение в экологи». Представляет интерес и исследовательская деятельность детей, выраженная в написании творческих экологических работ, которые получили признание на республиканском и всероссийском уровнях. (Межрегиональная конференция исследовательских работ- Елистратова Яна, Вдовина Настя, Заводова Кристина).
Литература
1. Бабанова,  Т. А. Эколого-краеведческая  работа  с  младшими  школьниками / Т. А. Бабанова  //   Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 16−17.
2.  Барабанщикова,  Н. В. Здравствуй, лето  / Н. В.  Барабанщикова  // Начальная школа.  –  1996. –   №6.  –  С.56−58.
3. Бобылева,   Л. Д.  Практическая  направленность  экологического  воспитания
 младших школьников / Л. Д. Бобылева // Реализация практической  направленности  в  учебном   процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989.с.
   – С. 77− 83.
1023
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!