Особенности экологического воспитания младших школьников. (Из опыта работы)
Руженкова Т.А.
учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы – экологическое сознание. Ребенок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.
Смирнов В.М.
Формирование экологического сознания − одна из главных задач начальной школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
С первого класса следует учить детей наблюдать за природными явлениями и чувствовать природу. Из окна класса можно восхищаться восходом солнца, наблюдать за зимней зарёй, за небом, видеть красоту утреннего неба. На наш взгляд, представляет интерес и экскурсии, например, на Левженский склон. Мы проводим её с каждым выпуском. Это уникальное место в нашей республике, участок степной растительности. Многие растения, произрастающие здесь, занесены в Красную книгу Мордовии и России. На таких экскурсиях дети учатся беречь и понимать природу, становятся духовно богаче, добрее.
Важным моментом в жизни нашего класса является мероприятие «Посвящение в экологи». В торжественной обстановке старшеклассники — зеленомировцы посвящали весь наш класс в юные экологи. Была проведена определённая подготовительная работа: дети искали поговорки, пословицы, стихи о природе, животных, рисовали своих питомцев, приносили их фотографии, писали сочинения «Мой любимец», сочиняли экологические сказки, готовили вместе с родителями презентации, учили песенку — гимн «Защитники природы». Например, Вдовина Настя из 4б класса написала такое сочинение...
У меня есть домашний любимец – это волнистый попугайчик. Его зовут Рома, он весёлый и забавный. Спинка, грудка, хвостик у него зелёненькие, а головка – жёлтая. Попугайчик живёт у нас уже пять лет. За это время все привыкли и полюбили Ромочку. Я ухаживаю за своим питомцем: кормлю его, слежу за тем, чтобы у него всегда была свежая вода, учу разговаривать. Летом, когда тепло и солнечно, я выношу клетку на балкон, чтобы Рома погрелся на солнышке. Наш попугайчик очень любит, когда мы выпускаем его из клетки. Он летает по всем комнатам и громко чирикает. Потом Рома садится к кому- нибудь на плечо и начинает тянуть за ухо. Ещё он любит играть с серьгой. Иногда он садится на голову и перебирает волосы. Рома просыпается по утрам очень рано и будит всех своим громким чириканьем. А однажды у нас случилась беда — Ромочка провалился за шкаф. Мы все очень переживали за нашего любимца. Как ни старались – мы не могли достать Рому. Потом папа почти полностью разобрал шкаф и вытащил попугая. Операция по спасению любимца прошла успешно, никто не пострадал. Виновник переполоха чувствовал себя хорошо, только был немного напуган. Ещё наш попугайчик любит купаться. Он очень смешно плещется в воде и чистит крылышки, грудку, хвостик. Я часто наблюдаю, как Ромка играет с зеркалом. Он разглядывает себя со всех сторон и забавно «разговаривает» со своим отражением, словно с другом. Я рада, что у меня живёт такой весёлый питомец!
Приведём другой пример. Горлышкина Анюта написала такую экологическую сказку «Родничок»… В одном лесу жил маленький чистый родничок. Его знал весь лес. Жители леса любили и с уважением относились к нему. Они пили воду из родничка, а он веселил всех своим журчанием. Но однажды в лес пришли люди. Они распугали птиц и стали засорять родник: весь мусор они побросали в него. Родник исчез, а люди ушли, ничего не замечая. Жители леса остались без воды. А через несколько дней пришли экологи и очистили родник. Родничок был благодарен им и угостил своих спасителей чистой водицей.
Ещё один пример. Макшанов Артём представил «экологическую сказку «Ромашка»…
Жила- была прекрасная ромашка. Жила она на поляне в лесу. Ромашка была такая красивая! К ней прилетало много птиц и наслаждались её красотой. Но особенно часто бывал здесь соловей. Он пел и его трели разносились по всему лесу. Однажды ромашка говорит соловью: «Вот бы мне так петь!» А соловей ей отвечает: « Тебе совсем не обязательно так петь, ведь ты радуешь нас своей красотой». Так и дружили прекрасный цветок и птичка, пока не пришли в лес озорные ребята. Они поймали соловья и посадили в клетку. А ромашка долго грустила без своего друга, а потом завяла и....
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в это время интенсивно формируются нравственные свойства и качества личности, её эмоционально-оценочный критерий. Именно эти факторы и определяют ценность человека в будущем. Следовательно, экологическое воспитание – это основа нравственного, духовного фундамента личности. Экология природы − это экология души ребёнка.
Литература:
1. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. − 1997. − №4. – С. 39.
2. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников / А.А. Плешаков. − М.: Просвещение, 1995. − С. 44.