Овощные лилейные.Биологические особенности, выращивание, применение

  Конспект открытого  интегрированного урока биологии и сбо в 7 классе.

Подготовили: Шиляева В.А.(учитель биологии); Митрошина О.Г.(учитель сбо).

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

  Тема. «Лилейные овощи. Биологические особенности, выращивание, применение»

 

Урок комбинированный.

Технологии:

1. Образовательные:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Игровая технология

 

2. Педагогические:

  • Технология личностно-ориентированного обучения

 

Цель:

  закрепление ранее полученных знаний по сбо, формирование навыков здорового питания.

   закрепление ранее полученных знаний по биологии, изучение биологических особенностей лилейных овощей, формирование навыков здорового питания.

 

Коррекционная цель:

 развитие мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

 

Задачи:

Образовательная – закрепить знания и умения обучающихся о строении лилейных овощей, формировать навыки применения лука и чеснока в повседневной жизни для оздоровления организма.

 

Коррекционная – развитие мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

 

Воспитательная – создание  мотивационной среды для самостоятельного применения полученных знаний, умений и навыков, воспитание культуры здорового образа жизни.

Оборудование:

  • учебник «Биология» 7 класс,

           опытные образцы проращенных луковиц;

  • образцы разрезанного лука и чеснока для определения запаха;.
  • Листы с заданиями.
  • Технологические карты приготовления салатов;

Памятка.

Таблица. «Правила работы с ножом».

 

  • информационный буклет о применении лука в различных сферах жизнедеятельности человека

ИКТ – оборудование:

  • проектор; компьютер; презентация.
  • Продукты для салатов, инвентарь и посуда, фартуки, косынки.

 

 

 

 

 

                                                Ход урока

 

I.Организационный момент.

1.Кто первый отвечает, тот садится на своё место.

 

Слайд 1.Буквы перепутались.

церуго,   алкевс,   родимоп,  ьвокром,

атсупак,

цереп, авкыт, ьлосаф, хорог,

апер, акьдер

Огурец, свекла, помидор, морковь, капуста, перец, тыква, фасоль, горох, репа, редька.Как одним словом назвать?  Овощи.

Слайд 2.

  • Сидит бабка на грядках — вся в заплатках, кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт (лук) .
  • Маленький, горький, луку – брат (чеснок)

 

 

Слайд 3 -21.  Учитель биологии

II. Повторение изученного материала

 

Учитель: Лук и чеснок входят в одну группу «Лилейные». Сейчас предлагаю вспомнить отличительные признаки «лилейных». (Ученики называют варианты ответов, после чего в таблице появляется правильный ответ)

 

Часть растения

Признаки

Корневая система

мочковатая

Стебель

прямостоячий или укороченный

Листья

с дуговым или параллельным жилкованием

Соцветия

разные, в том числе колос, зонтик, иногда цветки одиночные

Цветок

6 окрашенных лепестков, расположенных в 2 ряда, 6 тычинок, 1 пестик

Плод

коробочка или ягода

Семя

1 семядоля

 

III. Изучение нового материала  

 В почве у лука находится луковица. Сверху она покрыта сухими чешуями. Внутри луковицы хорошо видны сочные чешуи — это листья. Они отрастают от укороченного стебля – донца. От донца в почву растут корни. Вверх от луковицы отрастает стрелка и зелёные листья, которые называют перо. Цветки лука – мелкие. Плод – коробочка. Выращивают лук из семян и из луковиц.

  Растениям нужны свет и плодородные почвы. Семена лука (чернушка) высевают  в почву рано весной. Появившиеся всходы растут  медленно, поэтому их регулярно пропалывают, иначе сорняки заглушат всходы. В первый год в почве вырастают мелкие, до 3 см луковки. Это лук-севок. Севок убирают примерно в середине августа и хорошо просушивают. Весной следующего года севок высаживают в почву и к осени получают лук-репку. На третий год на высаженных в почву луковицах образуются цветоносные побеги. Растения зацветают и образуются семена.

   Витаминный урожай лука – зелёное перо – можно получить не только в тёплое время года. Для этой цели строят теплицы. Можно вырастить зелёный лук на подоконнике.

   Луковица  чеснокасверху покрыта плотными сухими чешуйками. Она состоит из мелких луковиц – зубков, каждый из которых также покрыт плотными сухими чешуйками. Зубки – это почки, которые вырастают на стебле – донце. Корневая система – мочковатая. Листья узкие, линейные. На верхушке растения вырастает цветочная стрелка. Чеснок выращивают из зубков.  Высаживают их в почву рано весной или под зиму, но так, чтобы до морозов они могли укорениться. Обязательным приёмом при выращивании чеснока является выламывание стрелок.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений школьников

 

   Лук и чеснок употреблялись в пищу как овощные растения более 4 тыс. лет назад. Ещё при Гиппократе лук и чеснок применялись в медицине.  А со временем лечебные возможности раскрываются всё больше. Как лекарственные средства пользуются уважением у всех народов. А на Руси слагались об этих овощах разные пословицы ( на слайде  6 слова вразброс: от, недуг, семи, лук -; на слайде  7 слова: всё, баня, правят, лук, да; на слайде  8 слова: да, редька, чеснок, так, крепко, проживёте, и;). Предлагается учащимся   составить самим эти пословицы.  (Лук – от семи недуг. Лук да баня всё правят. Чеснок да редька, так и проживёте крепко.)  Именно лук и чеснок помогали человеку во время чумных, холерных и других эпидемий. Употребление этих овощей в пищу самое разнообразное. Их можно есть сырыми, варить, жарить, запекать, сушить, мариновать. Добавление лука и чеснока в пищу улучшает её вкусовые качества, насыщает витаминами.

 

 

V. Практическое применение полученных знаний и умений. Практическая работа.

1.Рассказ учителя.

  Лук и чеснок  полезны, но у них такой острый, ужасный запах! У меня есть образцы. Вы только понюхайте! Как они ужасно пахнут! (Предлагается всем участникам процесса образцы лука и чеснока для пробы на запах) 

  Учитель СБО. Специфический, острый и резкий запах лука обусловлен эфирными маслами, которых больше в острых сортах. Но благодаря этим свойствам лук возбуждает аппетит. А чеснок обладает ещё более специфическим запахом, т.к. там много фитонцидов.

2.Слайд 22.Словарь.Фитонциды -целебные летучие вещества. Жевание в течение нескольких минут дольки чеснока полностью обеззараживает рот, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Рецепты с вариантами различного использования луковых овощей. При приготовлении кулинарных блюд с луком и чесноком нужно помнить.

3.Слайд 23.     Памятка.

1)Для салатов лучше использовать сладкие сорта.

2)При очистке и нарезании лука, нож нужно постоянно окунать в холодную воду.

3)Нужно открыть форточку для проветривания помещения.

4)При работе с чесноком стараться, чтобы сок чеснока не попал на кожу рук.

4.Правила гигиены и санитарии при приготовлении питания. Т/б при работе с ножом.Вводный инструктаж.

1).Вопросы учителя:

Перечислите санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать, приступая к приготовлению пищи.

Какие правила санитарии нужно соблюдать в процессе приготовления пищи?

2).Таблица. «Правила работы с ножом».

 

5.Слайд 24.Работа с технологическими картами.

1).Технологическая карта № 1.

Салат из репчатого лука с майонезом.

Продукты: лук репчатый – 150г, майонез – 120г, яйцо – 3шт., зелень петрушки, укропа – 30г.

Схема приготовления.

1.Лук репчатый очистить, промыть, нашинковать соломкой. Для удаления горечи промыть в холодной воде и ошпарить кипятком.

2.Сварить вкрутую яйца 8 -10 минут, остудить в холодной воде.

3.Удалить скорлупу, нарезать мелкой соломкой

4. Лук соединить с майонезом, варёными яйцами и уложить в салатник.

5. Салат украсить рубленой зеленью.

 

Слайд 25.   2).Технологическая карта № 2

Приготовление «Редкостного салата»

Ингредиенты: 1 яйцо, 20г репчатого лука, 30г солёного огурца, 10г чеснока, 30г растительного масла, соль, перец по вкусу.

 

Схема приготовления.

  1. Сварить вкрутую яйцо 8 -10 минут, остудить в холодной воде.
  2. Удалить скорлупу, нарезать мелкой соломкой.
  3. Лук очистить от шелухи, промыть, нарезать мелкой соломкой.
  4. Солёный огурец очистить от кожуры и семян, нарезать так же.
  5. У чеснока удалить шелуху, мелко нарубить и добавить к остальным продуктам вместе с солью, перцем
  6. Перемешать продукты с подсолнечным маслом и поставить в прохладное место.
  7. Перед подачей на стол салат украсить зеленью.

6)Отчёт о работе. Снятие пробы.

Слайд 26.VI.Применение лука  в повседневной жизни

 1. Рецепт лечебного применения

Отвар лука с мёдом

Приготовление: 100г репчатого лука пропустить через мясорубку, добавить 100г сахара, 100г сливочного масла, 50г мёда, 50г сока алоэ. Всё тщательно перемешать и томить в печи или плотно закрытой духовке 3 часа. После полного охлаждения тщательно перемешать.

Применение: при бронхиальной астме по 1 ст. ложке 3 раза в день за 15 минут до еды.

 

Слайд 272.Рецепт для окрашивания пряжи

Приготовление: 500г луковой шелухи залить 1л кипящей воды, дать настояться, охладить, процедить. Залить настоем светлую шерстяную пряжу на некоторое время для получения жёлтого цвета. Такой же раствор можно применять для обработки овощных культур от вредителей.

Слайд 28. 3.Буклет о пользе лука

Польза репчатого и зеленого лука.

О пользе лука известно с давних времен. Тем не менее, не все полезные свойства лука известны широкой общественности, а из вредных свойств обычно вспоминают только неприятный запах. Лук содержит целый комплекс витаминов, эфирные масла, серу, фтор, железо, магний и кальций. Все эти вещества делают лук биологически активным продуктом.

Польза лука при авитаминозе и для укрепления иммунитета. Благодаря наличию в луке большого количества витаминов (A, B, C, PP), он полезен при авитаминозе. Лук способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета.

Польза лука в лечении вирусных заболеваний. Эфирные масла лука помогают при вирусных заболеваниях (простуде, гриппе) — для лечения можно нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день.

Польза лука — антибактериальные свойства. Антибактериальные свойства лука вызваны содержащимися в нем фитонцидами (целебные летучие вещества). Благодаря фитонцидам, лук уничтожает большое количество микробов: стрептококки, возбудителей дизентерии, возбудителей дифтерии, возбудителей туберкулеза и т.д.

Польза лука, как источника железа. Лук очень богат железом. Получить этот важный элемент можно как из сырого, так и из жареного, печеного и тушеного лука.

Польза лука для сердечно-сосудистой системы. Высокое содержание калия делает лук полезным для сердечно-сосудистой системы.

Польза лука для обменных процессов и пищеварения. Лук активизирует обмен веществ и способствует очищению крови. Лук стимулирует пищеварительные процессы, устраняет продолжительные запоры. Благодаря стимулирующему действию лука, его используют при гипертонии, общей слабости.

Польза лука при нарушениях сна. Лук благотворно влияет при нарушениях сна (действует как снотворное).

Польза лука в борьбе против рака. По некоторым исследованиям, лук способствует профилактике рака и тормозит рост опухоли.

Вред лука — неприятный запах. Можно найти много советов, как избавиться от неприятного запаха изо рта, появляющегося после съедения лука. Например, можно пожевать: петрушку, поджаренные ядра грецких орехов, корочку подгоревшего хлеба.

Зеленый лук.

Зеленый лук содержат больше витаминов и минералов, чем репчатый. Например, каротин защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи; цинк необходим для волос, кальций и фосфор полезны для зубов.

Вывод о пользе лука.

Очевидна польза лука, как: источника большого количества витаминов и минералов и средства для борьбы с простудными и инфекционными заболеваниями.

При выведении пятен. Пятно на одежде от утюга потереть разрезанным луком.

Запах от рыбы на ноже исчезает, если нож потереть о разрезанную луковицу.

 

 

 

 

VII.Закрепление

Слайд 29. Учитель биологии. Здесь у нас представлен огород, который поделён на грядки. Лук и чеснок  были выращены на одной из этих грядок. Нам надо узнать, на какой? Для этого они оставили закодированный маршрут.

 1). Начинаем с грядки 1. 3 клетки – вниз, 3 – вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево. Здесь был посажен лук.

 2) Начинаем с грядки 1. 2 клетки – вправо, 3 клетки – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 2 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вверх. Здесь был высажен чеснок.

1

*

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3)Рассказать способы приготовления  салатов с луком.

Слабым учащимся использовать инструкционные карты по приготовлению салатов.

 

 

VIII.Итог.

-Какая тема урока?

-Чему научились во время урока?

-Расскажите о пользе лука?

— Пригодятся ли знания, умения и навыки вам в дальнейшей самостоятельной жизни?

IX.Оценки.

Домашнее задание

 

 Предлагаю всем участникам процесса памятки (буклеты, которые сделали заранее).         К следующему уроку сбо вам нужно найти и записать свой рецепт блюда с применением лука и чеснока.

985
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!