особенности временных представлений у учащихся коррекционной школы
Особенности временных представлений у учащихся коррекционной школы VІІІ
____________________________________________________
сообщение подготовила
Геранюшкина Елена Ивановна
ГБС (К) ОУ РМ «Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Учитель начальных классов
План выступления:
1. Введение;
2. Особенности временных представлений у учащихся коррекционной школы VІІІ;
3. Причины трудностей временных представлений;
4. Дидактические требования к изучению темы;
5. Развитие временных представлений у первоклассников.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок с календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо ориентироваться во времени: определять, измерять, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность.
Всё это создаёт основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем, специфические особенности времени затрудняют его восприятие детьми. Оно всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении – от прошлого к будущего, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать».
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит для основания построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Развитие временных представлений у учащихся коррекционной школы VІІІ вида имеет огромное жизненно-воспитательное значение Этой проблемой занимались М. Г. Абасов, В. В. Эк, Б. И. Цуканов и другие. Их исследования показали, что временные представления у умственно отсталых детей формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся школьников, и качественно отличаются. Учащиеся коррекционной школы VІІІ вида, поступившие в 1 класс, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией и употребляют её не правильно.
Заучивая названия времён года, изменения в природе и погоде, такие дети путают последовательность каждого времени года и применять свои знания не могут. Они имеют нечёткие представления о длительности отдельных отрезков времени, о соотношении мер времени, у них с трудом формируются представления отдалённости и последовательности событий, им трудно представить отрезки времени, удалённые от нас не только на сотни и тысячи лет, но и на десятки лет. Учащиеся коррекционной школы VІІІ вида с трудом устанавливают связи между фатами, явлениями, событиями, происходящими в различные эпохи. Для всего этого существует ряд причин и объясняется специфичностью временных понятий:
— невозможностью воспринимать время органами чувств: время нельзя видеть, осязать, ощущать тактильно;
— косвенным измерением времени расстоянием (5 км⁄ч), количеством движений, движением стрелок по циферблату;
— отличными от закономерностей отношениями десятичной системы счисления (1ч = 60 мин, 1год = 12 мес., 1 сут = 24 ч и т. д.);
— обилием временных терминологий (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, медленно и т. д.)
Для системного формирования временных представлений разработаны дидактические требования:
1. Формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в котором они протекают.
2. Знакомить учащихся с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше. Чем день или ночь, год больше месяца и т. д.
3. Показать продолжительность единиц времени, чтобы ребёнок ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях.
4. Формировать временные представления на различных уроках (особенно на уроках труда) и во внеурочное время.
5. Формировать, как можно раньше, правильное представление о длительности событий, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (режимные моменты, урок).
Ещё в пропедевтический период я ставила перед собой задачу уточнить и развивать временные представления (вчера, сегодня, завтра), сформировать некоторые временные понятия. С этой целью организовывались наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время, использовались картинки, слайды, отражающие деятельность детей, взрослых; календарь дежурств, календарь природы. Каждый учебный день старалась начать с беседы о том, что должны сделать сегодня, что делали вчера, какие события ждут завтра. В результате чего у детей накопился некоторый опыт и они научились различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра», соотносить их с определёнными событиями. Старалась обратить их внимание на текучесть времени. Наряду с временными понятиями, о которых говорилось выше, старалась вводить новые термины: «сейчас», «рано», «поздно», «давно», «недавно», «быстро», «медленно», «старше – моложе». Работа над ними также проводилась кропотливо, постепенно и систематически.
В 1 классе также предлагается уточнить представление учащихся о частях суток, их последовательности. Эту работу стараюсь проводить также, учитывая опыт детей. Беседы проводились не только на уроках математики, но и на других уроках и во внеурочное время. Так как наша школа – интернат, то старалась обратить внимание на то, что делали утром, что успели сделать, что мы делаем днём, что будете делать вечером (ночью) и т. д.
В последующей работе опираюсь на наблюдения детей за деятельностью окружающих их людей и на наблюдения за событиями и явлениями из их жизни и природы: утром шёл дождь, вечером стало темнеть раньше и т. д. Конечно, не все дети легко это воспринимают и часто путают последовательность суток. Чтобы систематизировать их знания, использую в работе наглядные пособия в виде слайдов, презентаций и дидактический материал («суточные часы»).С ними организую игры, с их помощью дети видят, что одна часть суток приходит на смену другой, и происходит это постепенно. В своей работе использую слайды, сюжетные картинки, на которых изображены наиболее характерные виды деятельности детей и взрослых в разные части суток.
Всё это помогает не только уточнить и закрепить временные представления учащимися, но и расширить и активизировать их словарный запас, также способствует и общему развитию первоклассников.
Уже сейчас я начала работу по формированию понятий «неделя», «дни недели». Детям легче постепенно запомнить названия дней недели, их последовательность. Для этого необходимо каждый день уточнять, какой день недели был вчера, сегодня и будет завтра.
Работу по формированию временных представлений продолжу и в дальнейшем, опираясь на программу школы, используя дидактический материал и, учитывая специфичность временных понятий и трудности с этим связанные.