Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"
Геранюшкина Елена Ивановна
ГБС (К) ОУ РМ «Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие «Осенние посиделки».
Учитель:
Добрый вечер, гости званые и желанные!
Ученик 1:
Милости просим на осенние посиделки!
Ученик 2:
Всех приглашаем, душевно встречаем!
Учитель:
Осень, милая шалунья, разметалась тут и там.
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья-яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Ученик 1:
Дай тобой налюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.
Учитель:
Вот уж который раз мы чествуем эту прекрасную пору года – осень. А она, осень, как бы задумавшись, приостановилась… Чист и прозрачен тихоструйный воздух осеннего дня. Виднее стал широкий простор чарующих пейзажей русской осени. Далёкий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой. Рдеет лес. Ярки деревья. Тихи задумчивые осенние дни, нарядно «бабье лето»…
Ученик 2:
Проходит снова осень по земле.
Кружатся листья как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
Мерцают звёзды… Вечно их мерцанье.
(Проводится конкурс стихов об осени русских поэтов А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина,
М. Лермонтова).
Учитель:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
А сейчас вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор.
Ученики:
— Бабье лето ненастно – осень сухая.
— Паутина стелется по растениям – к теплу.
— Много желудей в сентябре – к лютой зиме.
— Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
— Если журавли полетят на Покров – будет мороз.
(Проводится игра «Мазай». По считалке выбирается Мазай. Остальные играющие сговариваются, какое движение будут показывать, например, рубка дров, сбор грибов и т. д. Подходят и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем!)
Учитель:
Всё студеней заря по утрам,
У рябины в рубинах кисти.
С горных высей срываясь ветра,
На опушках взметают листья.
Ученик 1:
Над поляной шелест листопада,
В синей пруд упали облака,
Аромат антоновки из сада
Ветерок принёс издалека.
(Учащиеся исполняют песню «Осенняя песня» муз и сл. С. Юдиной)
Учитель:
Покраснели на бугре осинки…
Журавли трубят, на юг летя,
По стерне седые паутинки
Разбросал задумчивый октябрь.
Ученик 2:
Бродит в роще листопад,
По кустам, по клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
(Подводятся итоги конкурса детских рисунков на тему «Золотая осень»).
Учитель:
А теперь литературная викторина для гостей. Я буду читать стихи, вы должны вспомнить их автора.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно.
Из годовых времён я рад лишь ей одной… (А. Пушкин).
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (Майков).
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (С Есенин).
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло. (А. Фет)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (М. Лермонтов).
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест… (Ф Тютчев).
Ученик 1:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь).
Ученик 2:
Всё мрачней лицо природы,
Опустели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь).
Ученик 3:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь).
Учитель:
А сейчас послушаем заклички.
Ученики:
— Дождик лей, лей, лей на меня и на людей!
На людей по ложке, на меня по крошке,
А на Бабу Ягу лей по целому ведру!
— Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты.
Встанем под осинкой, накроемся корзинкой!
— Солнышко выгляни! Красное, высвети!
На холодную водицу, на шёлковую травицу,
На аленький цветочек, на кругленький лужочек!
(Игра «Перевёртушки». Дети становятся друг к другу лицом. Постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладоней об ладони партнёра, приговаривают:
Ой, чки, чки, чки,
Огуречечки!
Ложки, пложки, поварёшки,
Перевёртушки!.
При последнем слове прыжком поворачиваются вокруг себя и продолжают игровой припев и движения).
Учитель:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей.
(Учащиеся поют песню «Осень» сл. И. Мазнина, муз.Ю. Чичков)
Ученица:
Хорошо пропели песню, милые подружки,
Только что за посиделки без частушки?
Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
Вы послушайте, девчата,
Нискладушки будем петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги.
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колёс!
А Ванюша отвечает…
— Заготавливать овёс.
На осеннем на лугу укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе, помирает со смеху.
Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь.
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ох спасибо гармонисту
За игру весёлую!
(Игра «Ручеек». Дети становятся друг за другом по одну сторону импровизированного ручейка и говорят: Мужичок, мужичок,
Стащи нас в ручеёк!
Кого стащишь в ручеёк,
Тот намочит сапожок!
Затем перепрыгивают через ручей на другую сторону, при этом мешая друг другу).
Учитель:
А сейчас загадки!
Дождлива, да сытна. (Осень).
Без рук, без ног в подворотню лезет. (Ветер).
Над рекой, над долиной
Повисла холстина. (Туман).
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).
Стоит матрёшка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста).
Кто такой? Летом одетый, а зимой нагой? (Лес).
(Учащиеся поют песню «Листопад» сл. Н. Найдёнова, муз.Т. Попатенко).
Учитель:
А теперь загадки для гостей.
Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
Кто сушит грибы на дереве? (Белка).
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, клёна).
У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? Как их называют?
(У зайцев.Листопаднички).
Учитель:
Молодцы!
А теперь задание для хозяев праздника.
Соберите пословицы.
«Весна красна цветами, а осень… пирогами».
«Осень – перемен … восемь».
«Что припасёшь осенью – береги к … весне».
«Рожь поспела – берись… за дело».
«Осень говорит: «Гнило», а весна…, мило».
«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да… сытна».
Ученик 1:
Люди добрые, послушайте, потом не говорите, что не слышали нашу грамоту.
«Грамота писана в лето 2008 года 20 октября месяца, затейниками осеннего праздника. Сей грамотой подтверждаем, что дорогие гости посетили наш праздник «Осенние посиделки». Были встречены улыбкой ласковой, душой согрелись у огонька нашего. Гости унесут от нас память добрую, ибо всё тепло сердец своих и щедрость души отдали наши затейники «Осенним посиделкам». Волею судьбы стали гости нам дорогими. Двери класса нашего всегда для вас открыты. Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога!»
Милости просим!