Изучение истории родного края во внеурочной деятельности

 Изучение истории родного края во внеурочной деятельности

 

А.В. ИВАНОВА,

учитель начальных классов, гимназия № 19, г. Саранск.

 

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Разработанная нами программа внеурочной деятельности «История родного края» нацелена на  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности.

Основные задачи программы: развитие познавательного интереса к изучению родного края; формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества  и становление социально активной личности через приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

Программа включает содержательный,эмоционально-побудительный и деятельностный компоненты.

Содержательныйкомпонент обеспечиваетформирование у младшихшкольников доступных их возрасту  представлений и понятий о социальном устройстве общества, истории страны, культуре, жизни  народа, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни.

Эмоционально-побудительныйкомпонентобеспечивает:

Ø    развитие у младших школьников интереса к истории и культуре своей малой родины и страны;

Ø    переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям;

Ø    формирование чувства гордости за свой родной край и свой народ, уважения к историческому прошлому страны, к героям-землякам, к памятникам архитектуры и культуры; любви к природе родного края;

Ø    формирование активной жизненной позиции и стремления к служению Отечеству.

Деятельностный компонентобеспечивает реализацию эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности.

В процессе реализации программы «История родного края» формируются следующие компетенции:

·                   Ценностно-смысловая(формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих интересам общества).

·                   Общекультурная(знание национальной и общечеловеческой культуры,  толерантность).

·                   Учебно-познавательная(способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).

·                   Коммуникативная(умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).

·                   Социально-трудовая(знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя.)

Ниже представленомероприятие по краеведению,  проведенное нами в рамках реализации программы «История родного края».

 

Промыслы мордовского народа

Цели:обобщить  знания о промыслах  мордовского народа;  формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятельности; прививать чувство прекрасного; учить объективно оценивать свои действия; воспитывать уважительное отношение к труду своего народа, чувство патриотизма.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, слайд-карта Мордовии, слайды с фотографиями работ мордовских мастеров (резьба по дереву, кружево, вышивка, глиняные и кованые изделия),  выставка книг о промыслах Мордовии.

1-й ученик.

 Мой милый край! Мордовия родная!

                   Разливы рек, бескрайние поля.

                  И я не знаю лучше в мире края,

                   Чем наша славная мордовская земля.

                   Здесь воздух кажется мне как-то чище,

                   Витает аромат цветов в лугах.

                   Березы, клены распустили кисти.

                   Пшеница золотом гордится на полях.

2-й ученик.

         Живут здесь дружно люди разных наций,

                    Рукам рабочим слава и почёт.

                    И если крепко нам за дело браться,

                    Народ тогда покой и счастье обретет.

 

 

Учитель. Летом 2007 года у нас в Мордовии проводился  Финно-Угорский фестиваль. В Мордовию тогда съехались гости из разных стран, республик и областей России. Приезжал даже президент Российской федерации. На фестивале были представлены различные работы мордовских мастеров.

 

Демонстрируются слайды с фотографиями, сделанными во время фестиваля.

 

А в 2012 г. праздновалось 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.

3-й ученик.

Мордвин и русский.… Два народа.

Давно вы связаны родством.

Вы плоть от плоти. Год от года,

Гордитесь этим естеством.

Учитель. Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через сотни лет русский поэт Сергей Есенин мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!.. Мы были вместе и в часы побед, и в часы испытаний».

4-й ученик. Мордовский народ всегда рад приветствовать  друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле!

Здравствуйте, дорогие гости!

Шумбратадо вечкавикс ялгат!

Шумбратадо вечкавикс инжеть!

 

 

Демонстрируются слайды с фотографиями, сделанными во время празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России.

 

    

Учитель. Во время празднования1000-летия единения мордовского народа с народами России  наши умельцы вновь поразили своим мастерством не только гостей, но и жителей Мордовии.

Какими народными промыслами славится наша мордовская земля? (Ответы учащихся.)

 

Демонстрируется слайд с фотографиями работ резчиков по дереву.

 

Как вы думаете, кто создал эти изделия? (Резчик по дереву.)

Какие инструменты нужны  резчику по дереву? (Ответы учащихся.)

5-й ученик.

В руках стамеска, нож, топор,

Еще терпенье и напор.

И из обычной древесины

Рождается чудо-узор:

Шкатулки расписные,

Наличники резные,

Деревянные лошадки,

Словно в кружеве, кроватки.

В ход идет любой сучок,

Мастер в деле знает толк.

                   Н. Веденяпина

 

Демонстрируется слайд-картаМордовии.

 

 В каких районах   занимаются резьбой по дереву? (Ответы учащихся.)

 

Демонстрируется слайд с репродукцией картины  В.А. Тропинина «Кружевница».

 

Рассмотрите картину  В.А. Тропинина. Кого изобразил художник? (Кружевницу.)

Что делает кружевница? (Плетет кружево.)

 

Демонстрируются слайды с фотографиями изделий мордовских кружевниц.

 

 

Посмотрите, какие красивые  шали, скатерти, салфетки  созданы умелыми рукамимордовских кружевниц.  

6-й ученик.

Из-под пальцев

Чудо-мастерицы,

Как снежинки,

Кружево струится.

         Л. Мокиевская,  Л. Юдников

Учитель. Кто знает, чем плетут кружева? (Ответы учащихся.)

Посмотрите, как тщательно и с любовью выписал живописец предметы мастерства рукодельницы – коклюшки и часть кружевного полотна. В.А. Тропинин запечатлел один миг из жизни  девушки, занимающейся рукоделием. Весь облик ее как будто говорит, что этот кропотливый труд  ей совсем не в тягость.

 

Демонстрируется слайд-карта Мордовии.

 

В  каком районе живут знаменитые мордовские кружевницы? (Ответы учащихся.)

 

Демонстрируются слайды с работами мордовских вышивальщиц.

 

 

Теперь рассмотрите  эти  чудесные работы. Кто, по-вашему, создал эту красоту? (Ответы учащихся.)

7-й ученик.

За стежочком -стежок! Как приятно

В зимний вечер присесть у огня,

Вышивать не спеша, аккуратно,

Радость теплую в сердце храня.

                   Е. Краснова

Учитель. Чем вышивают мастерицы?

8-й ученик.

Песню-строчку ведет моя нитка,

В ней припев – всего несколько слов:

«Вышивай с вдохновеньем, с улыбкой,

Скоро будет узор твой готов!»

9-й ученик.

Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,

Иголочка ведёт их строго за собой,

Бежит, бежит она и не поставит точку,

Пока не завершит рисунок непростой.

                   Е. Краснова

 

Демонстрируются слайды с изображением национальной одежды (мужская рубашка и женское платье).

 

Учитель.Какие цвета и узоры есть в традиционной  мордовской вышивке?  (Ответы учащихся.)

 

 Демонстрируется слайд-карта Мордовии.

 

В каких районах Мордовии традиционно занимаются вышивкой? (Ответы учащихся.)

 

Демонстрируются слайды с изображением гончарных изделий.

 

Посмотрите на эти предметы. Кто их изготовил? (Гончар.)

Как называется мастерская, в которой  трудится гончар? (Гончарная мастерская.)

Из чего гончар делает свои изделия? (Из глины.)

10-ученик.

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда -будет еда!

11-ученик.

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

12-й ученик.

На круг насадив, начинает вращенье,

И вот оно  - сказочное превращенье.

13-й ученик.

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

                   Н. Веденяпина

 

Демонстрируется слайд-карта Мордовии.

 

Учитель. В каких районах издавна занимались гончарным промыслом? (Ответы учащихся.)

         Послушайте стихотворение.

14-й ученик.

Железо огненное взял

И превратил умело

В деталь бесформенный металл,

Рассыпав бисер белый.

15-й ученик.

Движенья плавные ловки –

Не занимать сноровки.

Для лошади подковы?

Мгновенье – и готовы.

(Источник: http://www.ubilya.ru/Riddles_about_professions © ubilya.ru)

Учитель. О ком идет речь в этих строчках? (О кузнеце.)

Где работает кузнец? (В кузнице.)

Что делает кузнец? (Кует железо, делает топоры, подковы, ножи,  украшения).

 

Демонстрируется слайд-карта Мордовии.

 

 

Где жили самые известные кузнецы Мордовии? (Ответы учащихся.)

О каких промыслах мордовского народа мы сегодня говорили? Какие пословицы о труде вы знаете? Чем понравилось  вам наше мероприятие? Как вы думаете, для чего нужны промыслы? Каким из промыслов вы хотели бы заниматься? (Ответы учащихся.)

Умение создавать что-то своими руками всегда высоко ценится в народе. Это умение и секреты мастерства передаются от поколения к поколению. Сегодня вы увидели замечательные  образцы изделий народных промыслов Мордовии. А вдохновила наших мастеров на создание этих чудесных вещей красота родной земли.

16-й ученик.

Я видел разные края,
Но сердцу здесь тепло.
Когда смотрю я на поля,
Что снегом замело.
17-й ученик.

Когда весеннею порой
С холмов бегут ручьи,
Когда над Мокшей и Сурой
Заплачут соловьи.
18-ученик.
Живи, Мордовия моя,
Храни небесный свет.
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный свет.
Учитель.

Живи, Мордовия моя,
Не зная горьких бед.
Мне без тебя в чужих краях
Другого счастья нет.
    В.Барков, Л.Ганина

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979.

 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

3. Ивенина О.В., Иванова А.В. Программа по внеурочной деятельности «История родного края». Саранск, 2011.

 4. Траймак Д.И.  Как сделать внеклассную работу интересной. М., 1999.

1014
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!