Изучение истории родного края во внеурочной деятельности
Изучение истории родного края во внеурочной деятельности
А.В. ИВАНОВА,
учитель начальных классов, гимназия № 19, г. Саранск.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Разработанная нами программа внеурочной деятельности «История родного края» нацелена на углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности.
Основные задачи программы: развитие познавательного интереса к изучению родного края; формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества и становление социально активной личности через приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Программа включает содержательный,эмоционально-побудительный и деятельностный компоненты.
Содержательныйкомпонент обеспечиваетформирование у младшихшкольников доступных их возрасту представлений и понятий о социальном устройстве общества, истории страны, культуре, жизни народа, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни.
Эмоционально-побудительныйкомпонентобеспечивает:
Ø развитие у младших школьников интереса к истории и культуре своей малой родины и страны;
Ø переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям;
Ø формирование чувства гордости за свой родной край и свой народ, уважения к историческому прошлому страны, к героям-землякам, к памятникам архитектуры и культуры; любви к природе родного края;
Ø формирование активной жизненной позиции и стремления к служению Отечеству.
Деятельностный компонентобеспечивает реализацию эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности.
В процессе реализации программы «История родного края» формируются следующие компетенции:
· Ценностно-смысловая(формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих интересам общества).
· Общекультурная(знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).
· Учебно-познавательная(способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
· Коммуникативная(умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
· Социально-трудовая(знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя.)
Ниже представленомероприятие по краеведению, проведенное нами в рамках реализации программы «История родного края».
Промыслы мордовского народа
Цели:обобщить знания о промыслах мордовского народа; формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятельности; прививать чувство прекрасного; учить объективно оценивать свои действия; воспитывать уважительное отношение к труду своего народа, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайд-карта Мордовии, слайды с фотографиями работ мордовских мастеров (резьба по дереву, кружево, вышивка, глиняные и кованые изделия), выставка книг о промыслах Мордовии.
1-й ученик.
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.
Здесь воздух кажется мне как-то чище,
Витает аромат цветов в лугах.
Березы, клены распустили кисти.
Пшеница золотом гордится на полях.
2-й ученик.
Живут здесь дружно люди разных наций,
Рукам рабочим слава и почёт.
И если крепко нам за дело браться,
Народ тогда покой и счастье обретет.
Учитель. Летом 2007 года у нас в Мордовии проводился Финно-Угорский фестиваль. В Мордовию тогда съехались гости из разных стран, республик и областей России. Приезжал даже президент Российской федерации. На фестивале были представлены различные работы мордовских мастеров.
Демонстрируются слайды с фотографиями, сделанными во время фестиваля.
А в 2012 г. праздновалось 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.
3-й ученик.
Мордвин и русский.… Два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года,
Гордитесь этим естеством.
Учитель. Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через сотни лет русский поэт Сергей Есенин мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!.. Мы были вместе и в часы побед, и в часы испытаний».
4-й ученик. Мордовский народ всегда рад приветствовать друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле!
Здравствуйте, дорогие гости!
Шумбратадо вечкавикс ялгат!
Шумбратадо вечкавикс инжеть!
Демонстрируются слайды с фотографиями, сделанными во время празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России.
Учитель. Во время празднования1000-летия единения мордовского народа с народами России наши умельцы вновь поразили своим мастерством не только гостей, но и жителей Мордовии.
Какими народными промыслами славится наша мордовская земля? (Ответы учащихся.)
Демонстрируется слайд с фотографиями работ резчиков по дереву.
Как вы думаете, кто создал эти изделия? (Резчик по дереву.)
Какие инструменты нужны резчику по дереву? (Ответы учащихся.)
5-й ученик.
В руках стамеска, нож, топор,
Еще терпенье и напор.
И из обычной древесины
Рождается чудо-узор:
Шкатулки расписные,
Наличники резные,
Деревянные лошадки,
Словно в кружеве, кроватки.
В ход идет любой сучок,
Мастер в деле знает толк.
Н. Веденяпина
Демонстрируется слайд-картаМордовии.
В каких районах занимаются резьбой по дереву? (Ответы учащихся.)
Демонстрируется слайд с репродукцией картины В.А. Тропинина «Кружевница».
Рассмотрите картину В.А. Тропинина. Кого изобразил художник? (Кружевницу.)
Что делает кружевница? (Плетет кружево.)
Демонстрируются слайды с фотографиями изделий мордовских кружевниц.
Посмотрите, какие красивые шали, скатерти, салфетки созданы умелыми рукамимордовских кружевниц.
6-й ученик.
Из-под пальцев
Чудо-мастерицы,
Как снежинки,
Кружево струится.
Л. Мокиевская, Л. Юдников
Учитель. Кто знает, чем плетут кружева? (Ответы учащихся.)
Посмотрите, как тщательно и с любовью выписал живописец предметы мастерства рукодельницы – коклюшки и часть кружевного полотна. В.А. Тропинин запечатлел один миг из жизни девушки, занимающейся рукоделием. Весь облик ее как будто говорит, что этот кропотливый труд ей совсем не в тягость.
Демонстрируется слайд-карта Мордовии.
В каком районе живут знаменитые мордовские кружевницы? (Ответы учащихся.)
Демонстрируются слайды с работами мордовских вышивальщиц.
Теперь рассмотрите эти чудесные работы. Кто, по-вашему, создал эту красоту? (Ответы учащихся.)
7-й ученик.
За стежочком -стежок! Как приятно
В зимний вечер присесть у огня,
Вышивать не спеша, аккуратно,
Радость теплую в сердце храня.
Е. Краснова
Учитель. Чем вышивают мастерицы?
8-й ученик.
Песню-строчку ведет моя нитка,
В ней припев – всего несколько слов:
«Вышивай с вдохновеньем, с улыбкой,
Скоро будет узор твой готов!»
9-й ученик.
Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,
Иголочка ведёт их строго за собой,
Бежит, бежит она и не поставит точку,
Пока не завершит рисунок непростой.
Е. Краснова
Демонстрируются слайды с изображением национальной одежды (мужская рубашка и женское платье).
Учитель.Какие цвета и узоры есть в традиционной мордовской вышивке? (Ответы учащихся.)
Демонстрируется слайд-карта Мордовии.
В каких районах Мордовии традиционно занимаются вышивкой? (Ответы учащихся.)
Демонстрируются слайды с изображением гончарных изделий.
Посмотрите на эти предметы. Кто их изготовил? (Гончар.)
Как называется мастерская, в которой трудится гончар? (Гончарная мастерская.)
Из чего гончар делает свои изделия? (Из глины.)
10-ученик.
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда -будет еда!
11-ученик.
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
12-й ученик.
На круг насадив, начинает вращенье,
И вот оно - сказочное превращенье.
13-й ученик.
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Н. Веденяпина
Демонстрируется слайд-карта Мордовии.
Учитель. В каких районах издавна занимались гончарным промыслом? (Ответы учащихся.)
Послушайте стихотворение.
14-й ученик.
Железо огненное взял
И превратил умело
В деталь бесформенный металл,
Рассыпав бисер белый.
15-й ученик.
Движенья плавные ловки –
Не занимать сноровки.
Для лошади подковы?
Мгновенье – и готовы.
(Источник: http://www.ubilya.ru/Riddles_about_professions © ubilya.ru)
Учитель. О ком идет речь в этих строчках? (О кузнеце.)
Где работает кузнец? (В кузнице.)
Что делает кузнец? (Кует железо, делает топоры, подковы, ножи, украшения).
Демонстрируется слайд-карта Мордовии.
Где жили самые известные кузнецы Мордовии? (Ответы учащихся.)
О каких промыслах мордовского народа мы сегодня говорили? Какие пословицы о труде вы знаете? Чем понравилось вам наше мероприятие? Как вы думаете, для чего нужны промыслы? Каким из промыслов вы хотели бы заниматься? (Ответы учащихся.)
Умение создавать что-то своими руками всегда высоко ценится в народе. Это умение и секреты мастерства передаются от поколения к поколению. Сегодня вы увидели замечательные образцы изделий народных промыслов Мордовии. А вдохновила наших мастеров на создание этих чудесных вещей красота родной земли.
16-й ученик.
Я видел разные края,
Но сердцу здесь тепло.
Когда смотрю я на поля,
Что снегом замело.
17-й ученик.
Когда весеннею порой
С холмов бегут ручьи,
Когда над Мокшей и Сурой
Заплачут соловьи.
18-ученик.
Живи, Мордовия моя,
Храни небесный свет.
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный свет.
Учитель.
Живи, Мордовия моя,
Не зная горьких бед.
Мне без тебя в чужих краях
Другого счастья нет.
В.Барков, Л.Ганина
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
3. Ивенина О.В., Иванова А.В. Программа по внеурочной деятельности «История родного края». Саранск, 2011.
4. Траймак Д.И. Как сделать внеклассную работу интересной. М., 1999.