Исследовательская (проблемно – поисковая) технология с использованием этнокультурного материала в об
А. В. Иванова
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №19» г. Саранск,
Республика Мордовия
Исследовательская (проблемно – поисковая) технология с использованием этнокультурного материала в образовательном процессе начальной школы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе.
В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего мордовского населения — 313420 человек. В республике насчитывается 22 национальности с численностью населения 100 чел. и выше, из них численность семи народов превышает тысячу человек: русские, мордва, татары, украинцы, армяне, белорусы, чуваши и азербайджанцы и т.д .
Вопросами обучения детей малых народностей Российской Федерации занимались Ушинский К.Д., Малиновский И.В., Сухомлинский В.А. и др.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучен вопрос об использование этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
На ступени начального общего образования должно осуществляться духовно – нравственное развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа. Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектно-исследовательского обучения, развитие критического мышления, применение ИКТ и др. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
В системе образования встает вопрос об использовании этнокультурного материала: в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования этнокультурное воспитание должно быть реализовано на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения, музыки и др. В связи с этим при использовании исследовательской технологии учитель должен учитывать этнокультурную направленность заданий, предлагаемых учащимся.
«Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. Поэтому учителю необходимо вовлечь в деятельностный процесс учащихся. Только тогда ученик получит истинные знания. Недаром китайская мудрость гласит:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».
Важно на уроках в начальной школе создавать ситуацию, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
К примеру, урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока «Вредные привычки, опасные для здоровья». Одной из задач является: «Обучать самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы». На определённом этапе урока учитель даёт детям задание в группах - проанализировать текст учебника и провести исследование: узнать, какие существуют опасные привычки, и чем они грозят человеку. А также узнать из дополнительных источников, какие вредные привычки присущи жителям Мордовии и как с ними бороться. Дети самостоятельно определяют тему исследования, ставят цель, выдвигают гипотезу. Результаты исследования записывают в таблицу, делают выводы. Всё это время педагог координирует действия учащихся.
На уроке математики мы также можем организовать проблемно — поисковую деятельность школьников с использованием этнокультурного материала. Изучение новой темы: «Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули» в 4 классе.
Задание: «Реши задачу: В Мордовию приехали на экскурсию туристы. Заповедник имени Смидовича в Темниковском районе посетили 324 человека, а музей имени Эрзи в 3 раза меньше. Сколько туристов посетили музей Эрзи?». Разбирая задачу, выясняем, где находится музей (в г. Саранске), каким действием решаем задачу (делением). Следующее задание: «Выполни деление и проверь умножением 324: 3».
Дети решают известным им способом, в результате получают 18. При умножении 18 на 3 получают 54. Возникает проблемная ситуация. Выясняют, почему не смогли выполнить деление? Ответ: «Не смогли найти частное, потому, что его невозможно найти известным нам способом». Только после этого переходим к изучению алгоритма решения примеров данного вида. Под руководством учителя дети разрешают проблемную ситуацию.
На уроках русского языка в начальных классах значительное место отводится текстам упражнений. Я свои уроки стараюсь строить таким образом, чтобы вовлечь школьника в планирование и осуществление учебного процесса. Ученику передается часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала: формулирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым уроке упражнениям. Таким образом, деятельность школьника с первых дней обучения носит исследовательский характер. Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может быть предложен следующий текст, используя этнокультурный материал.
Букет цветов.
Прекрасны цветы на лугах Мордовии. Здесь и васильки, и ромашки, и колокольчики. Но жизнь цветка в букете коротка. Как ____________ цветам жизнь? Рекомендуется ___________ листья с нижней части стебля. Конец стебля цветка надо________ в воде. Воду для цветов желательно ___________ комнатной температуры. Можно________ в неё соль или сахар.
Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.
Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки.)
Задание 2. Расскажите об орфограмме в корне, которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? (цветам, воде.)
Задание 3. Назовите предложения с неполной грамматической основой.
Задание 4. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме. (Брать.)
Несомненным достоинством исследовательской (проблемно-поисковой) технологии, на мой взгляд, является то, что она позволяет успешно учить всех. Сухомлинский В.А. говорил:
«Задача педагога – постоянно поддерживать
в ученическом коллективе увлеченность трудом,
зажигать искорки творчества и добиваться,
чтобы они ярко горели таким огоньком».
Таким образом, исследовательская (проблемно-поисковая) технология играет огромную роль в обучении, она в корне меняют специфику и результаты выполнения заданий. Данная технология представляет особую ценность при использовании этнокультурного материала. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе на всех ее этапах, что способствует формированию положительной мотивации у младших школьников к процессу обучения. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление знаний учащихся, в частности, знаний о культуре своего народа, обычаях и т.д. Отсутствие стереотипов заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Включение в структуру урока продуктивных заданий стало одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств увеличивает его статус в учебном процессе. Всё это, безусловно, в большой степени влияет на качество обучения младшего школьника.
Литература:
1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. // Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. -224с.
2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности школьников. // Методический сборник М., Просвещение, 2001г.
3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. // Начальная школа. — 2007. — №2.
4. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений».
5. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Просвещение, 2011.