Программа по внеурочной деятельности «Начальное техническое моделирование»
Программа по внеурочной деятельности
«Начальное техническое моделирование»
Иванова Антонина Викторовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Гимназия №19»
города Саранска
Ивенина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
второй категории
МОУ «Гимназия №19»
города Саранска
Вишнякова Галина Александровна,
воспитатель высшей категории
Саранской специальной
(коррекционной) школы-интерната
I и II вида.
г. Саранск
2013
Пояснительная записка
Направленность программы – научно – техническая.
Начальное техническое моделирование — это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.
Настоящая программа разработана как курс «Начальное техническое моделирование» и является одним из вариантов дополнительного образования, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст от 7до 10 лет.
Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка. Рекомендуемое количество детей в группе 10-15 человек.
· Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством. На внеурочную деятельность по курсу «Начальное техническое моделирование» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Данная программа:
· открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;
· развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой;
· расширяет кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;
· формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии;
позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.
Главная цель программы– создать условия для творческой самореализации ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим моделированием.
Задачи:
Образовательные:
· Расширять и углублять полученные ранее знания о простейших инструментах труда, приспособлениях и оборудовании.
· выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;
· развивать умения приводить в определённое взаимоположение отдельные детали и части несложных технических и др. объектов
пополнять и расширять запас слов и терминов.
· формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;
Развивающие:
· Развитие познавательной активности и устойчивого интереса к миру техники;
· выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;
· возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
· развитие коммуникативных навыков;
· закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена
Воспитательные:
· воспитание трудолюбия, аккуратности;
· развитие активности и самостоятельности;
· воспитание культуры общения работать в коллективе.
Основополагающие педагогические принципы программы:
· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
· принцип наглядности;
· опора на интерес ребенка;
· индивидуальный темп движения;
· гуманистичность.
Организация образовательной среды:
· система занятий;
· участие в городских конкурсах, выставках;
· организация мини-выставок;
· посещение выставок начального технического моделирования.
Основные методы и формы работы:
· словесный рассказ, беседа;
· наглядная демонстрация образцов дидактического материала;
· выставки готовых изделий;
· экскурсии;
· практическая работа
Формы контроля:
· итоговые занятия;
· тестирование;
· устный опрос;
· мини-выставки;
· участие в городских и окружных выставках, конкурсах;
· повседневное наблюдение.
В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.
Прогнозируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать
уметь
— технику безопасности при работе с инструментами;
— название и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов;
— название основных частей изготавливаемых макетов и моделей;
— название и назначение инструментов ручного труда, правила пользования ими;
— элементарные свойства бумаги и картона, доступные способы их обработки;
— простейшие правила организации рабочего места;
— правила разметки по шаблонам;
— способы соединения деталей из бумаги и картона;
-соблюдать правила техники безопасности
— выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;
— определять основные части изготавливаемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;
— узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела;
— правильно пользоваться ручными инструментами;
— организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
— бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов;
— правильно выполнять изученные технологические операции;
Учебно-методическое обеспечение:
· методические карты;
· наглядные пособия;
· образцы изделий;
· раздаточный материал;
· информационный материал;
· шаблоны;
· игры дидактические и развивающие;
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательное значение экскурсий в детские объединения технического творчества, на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
Количество часов
всего
на теорию
на практику
1
Вводное занятие
1
1
2
Материалы и инструменты
2
1
1
3
Специальные понятия
2
1
1
4
Первоначальные графические знания
4
2
2
5
Изготовление простейших моделей
4
1
3
6
Разработка и изготовление объёмных макетов и моделей различных объектов.
4
2
2
7
Работа с конструктором. Элементы композиций
3
1
2
8
Изготовление подарков и сувениров.
5
1
4
9
Игры, соревнования, выставки.
3
10
Экскурсии
3
11
Итоговые занятия
2
Итого
33
10
15
Содержание
Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:
· теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.д.;
· практическая работа;
· экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей
теме для восприятия изготавливаемой модели в сопутствующей инфраструктуре;
· итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;
· участие в соревновании готовых моделей.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с кружком – почему такое название – «Начальное техническое моделирование». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей.
Тема 2. Материалы и инструменты.
Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона.
Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение инструментов, правила пользования ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).
Практическая работа. Изготовление моделей ротора, воздушного винта, летающей стрелы и других по выбору педагога.
Тема 3.Специальные понятия.
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях в быту.
Тема 4. Первоначальные графические знания.
Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Первоначальные понятия о рисунке, чертеже. Совершенствование знаний о нанесении размеров и применении этих знаний на практике. Порядок чтения и составление эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображения объёмных деталей (наглядного изображения, чертежа, развёртки и т.д.). Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.
Практическая работа. Изготовление моделей легкового автомобиля, лодочки и других по выбору педагога.
Тема 5. Изготовление простейших моделей.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольники, треугольники, круг, половина круга.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой.
Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями из картона. Изготовление летающих моделей самолетов «ЗЛИН», «ТУ-144», «Чайка», изготовление макетов танков, моделей ракет, парашютов и др. Соревнования и конкурсы с готовыми моделями.
Тема 6. Разработка и изготовление объёмных макетов и моделей.
Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре, призме. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.
Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов.
Тема 7. Работа с конструктором.
Первоначальные понятия о простейших конструктивных элементах детали. Различные способы соединения деталей. Правила и приёмы монтажа деталей из набора конструктора.
Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других сооружений из готовых деталей наборов конструктора: по образцам, рисункам и чертежам, собственному замыслу.
Тема 8. Изготовление подарков и сувениров.
Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, картоне, ткани. Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек из разного материала. Способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила по технике безопасности при работе с различным материалом.
Практическая работа. Изготовление сувениров и игрушек с учетом праздников в календаре. Конкурс новогодней игрушки, конкурс военной техники, конкурс на тему «Я люблю свою маму!».
Тема 9. Игры, соревнования, выставки.
Тема 10. Экскурсии.
Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в УДОД. Участие в различных мероприятиях школы и УДОД.
Тема 11. Итоговые занятия.
Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Необходимые материалы и инструменты
Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, цветной картон, ватман, бумага масштабно-координатная, калька, гуашь, клей ПВА, авиационная резина, рейки различного сечения и длины, пенопласт мелкозернистый, фанера 3-5 мм, пластилин, проволока разного диаметра, скотч.
Инструменты: ножницы, кисти клеевые, кисти акварельные, линейки, треугольники, трафареты, лекала, ластики, карандаши, фломастеры, маркеры, шила, нож-резец, циркуль, наждачная бумага, лобзик, пилки для лобзиков, молотки, плоскогубцы, кусачки, напильники, отвертки, слесарные тиски, набор сверл.
Литература
1. Бабкин И.А. Подготовка юных судомоделистов: Методическое пособие. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,1988.
2. Грекова Г.М. Учебная программа объединения «Юный конструктор» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IVВсероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 231-243.
3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.
4. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот, 1990.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
6. Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IVВсероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 51-76.
7. Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. – М.: Просвещение, 1978. – С. 8-19.
8. Кружок «Умелые руки». — СПб: Кристалл, Валерии СПб, 1997.
9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Самарин В. Придуманная страна. – Владимир, 1997.
11. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. – Ижевск: Удмуртия, 1992.
13. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004.
14. Шмидт Норман. Реактивные самолеты из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004.