Программа по внеурочной деятельности «Начальное техническое моделирование»

Программа по внеурочной деятельности

 

«Начальное техническое моделирование»

 

 

                                                        Иванова Антонина Викторовна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        высшей категории

                                                        МОУ «Гимназия №19»

                                                         города Саранска

 

                                                       Ивенина Ольга Викторовна,

                                                       учитель начальных классов                                             

                                                       второй категории

                                                       МОУ «Гимназия №19»

                                                       города Саранска

 

                                                       Вишнякова Галина Александровна,

                                                       воспитатель высшей категории

                                                       Саранской специальной                   

                                                       (коррекционной) школы-интерната

                                                       I и II вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саранск

2013

Пояснительная  записка

Направленность программы – научно – техническая.

Начальное техническое моделирование — это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.

Настоящая программа разработана как курс «Начальное техническое моделирование» и  является одним из вариантов дополнительного образования, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст от 7до 10 лет.

Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка. Рекомендуемое количество детей в группе 10-15 человек.

·            Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и  его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством. На внеурочную деятельность по курсу «Начальное техническое моделирование»  отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.

 

Данная программа:

·     открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;

·     развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой;

·     расширяет  кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;

·     формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии;

позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.

Главная цель программы– создать условия для творческой самореализации ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим моделированием.

Задачи:

 

Образовательные:

·        Расширять и углублять полученные ранее знания о простейших инструментах труда, приспособлениях и оборудовании.

·        выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;

·        развивать умения приводить в определённое взаимоположение отдельные детали и части несложных технических и др. объектов

пополнять и расширять запас слов и терминов.

·        формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;

 

Развивающие:

·        Развитие познавательной активности и устойчивого интереса к миру техники;

·        выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;

·        возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;

·        развитие коммуникативных навыков;

·        закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры, искусства, как  интеллектуального и гармонично  развитого  члена

 

Воспитательные:

·        воспитание трудолюбия, аккуратности;

·        развитие активности и самостоятельности;

·        воспитание культуры общения работать в коллективе.

 

Основополагающие педагогические принципы программы:

·          принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

·          принцип наглядности;

·          опора на интерес ребенка;

·          индивидуальный темп движения;

·          гуманистичность.

Организация образовательной среды:

·          система занятий;

·          участие в городских конкурсах, выставках;

·          организация мини-выставок;

·          посещение выставок начального технического моделирования.

 

Основные методы и формы работы:

·          словесный рассказ, беседа;

·          наглядная демонстрация образцов дидактического материала;

·          выставки готовых изделий;

·          экскурсии;

·          практическая работа

 

Формы контроля:

·          итоговые занятия;

·          тестирование;

·          устный опрос;

·          мини-выставки;

·          участие в городских и окружных выставках, конкурсах;

·          повседневное наблюдение.

 

В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

 

                                      Прогнозируемые  результаты

 

К концу обучения учащиеся должны

знать

уметь

 

— технику безопасности при работе с инструментами;

— название  и назначение  окружающих и часто встречающихся  технических объектов;

  — название  основных  частей  изготавливаемых макетов и моделей;

  — название  и  назначение  инструментов ручного труда, правила  пользования ими;

  — элементарные свойства бумаги и   картона, доступные  способы их обработки;

  — простейшие правила организации  рабочего места;

  — правила  разметки  по  шаблонам;

  — способы соединения деталей из  бумаги и картона;

 

 

-соблюдать правила техники безопасности

— выделять общие и индивидуальные  признаки предметов и технических  объектов;

  — определять основные части  изготавливаемых макетов и моделей  и правильно произносить их  названия;

  — узнавать и называть плоские  геометрические фигуры и объемные  геометрические тела;

  — правильно пользоваться ручными  инструментами;

  — организовывать рабочее место и  поддерживать на нем порядок во  время работы;

  — бережно относиться к  инструментам и материалам;  экономно размечать материал с  помощью шаблонов;

  — правильно выполнять изученные  технологические операции;

 

Учебно-методическое обеспечение:

·          методические карты;

·          наглядные пособия;

·          образцы изделий;

·          раздаточный материал;

·          информационный материал;

·          шаблоны;

·          игры дидактические и развивающие;

 

Оценка  результатов  образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательное значение экскурсий в детские объединения технического творчества, на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.

 

Учебно-тематический  план

 

Тема занятий

Количество часов

всего

на теорию

на практику

1

Вводное  занятие

1

1

 

2

Материалы  и  инструменты

2

1

1

3

Специальные понятия

2

1

1

4

Первоначальные  графические  знания

4

2

2

5

Изготовление  простейших  моделей

4

1

3

6

Разработка и изготовление объёмных макетов и моделей различных объектов.

4

2

2

7

Работа с конструктором. Элементы композиций

3

1

2

8

Изготовление подарков и сувениров.

5

1

4

9

Игры, соревнования, выставки.

3

 

 

10

Экскурсии

3

 

 

11

Итоговые  занятия

2

   

 

Итого

33

10

15

 

 


 

Содержание

Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:

·                   теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.д.;

·                   практическая работа;

·                   экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей

теме для восприятия изготавливаемой модели в  сопутствующей инфраструктуре;

·                   итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;

·                   участие в соревновании готовых моделей.

 

Тема 1. Вводное  занятие.

Знакомство с кружком – почему такое название – «Начальное техническое моделирование». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей.

 

Тема 2. Материалы и  инструменты.

 Некоторые  сведения  из  истории  бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды  картона. Определение направления волокон картона.

Инструменты, применяемые при обработке бумаги  и картона. Назначение инструментов, правила пользования ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).

Практическая работа. Изготовление моделей ротора, воздушного винта, летающей стрелы и других по выбору педагога.

 

Тема 3.Специальные понятия.

Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях в быту.

 

Тема 4. Первоначальные  графические  знания.

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Первоначальные понятия о рисунке, чертеже. Совершенствование знаний о нанесении размеров и применении этих знаний на практике. Порядок чтения и составление эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображения объёмных деталей (наглядного изображения, чертежа, развёртки и т.д.). Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.

Практическая работа. Изготовление моделей легкового автомобиля, лодочки и других по выбору педагога.

 

Тема 5. Изготовление простейших моделей.

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольники, треугольники, круг, половина круга.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой.

Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями из картона. Изготовление летающих моделей самолетов «ЗЛИН», «ТУ-144», «Чайка», изготовление макетов танков, моделей ракет, парашютов и др. Соревнования и конкурсы с готовыми моделями.

 

Тема 6. Разработка и изготовление объёмных макетов и моделей.

 Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре, призме. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.

Практическая  работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов.

 

Тема 7. Работа с конструктором.

 Первоначальные понятия о простейших конструктивных элементах детали. Различные способы соединения деталей. Правила и приёмы монтажа деталей из набора конструктора.

Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других сооружений из готовых деталей наборов конструктора: по образцам, рисункам и чертежам, собственному замыслу.

 

Тема 8. Изготовление подарков и сувениров.

 Способы  разметки  деталей  простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, картоне, ткани. Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек из разного материала. Способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила по технике безопасности при работе с различным материалом.

Практическая работа. Изготовление сувениров и  игрушек с учетом праздников в календаре. Конкурс новогодней игрушки, конкурс военной техники, конкурс на тему «Я люблю свою маму!».

 

Тема 9. Игры, соревнования, выставки.

 

Тема 10. Экскурсии.

 Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в УДОД. Участие в различных мероприятиях школы и УДОД.

 

Тема 11. Итоговые  занятия.

 Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

 

Необходимые материалы и инструменты

Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, цветной картон, ватман, бумага масштабно-координатная, калька, гуашь, клей  ПВА, авиационная резина, рейки различного сечения и длины, пенопласт мелкозернистый, фанера 3-5 мм, пластилин, проволока разного диаметра, скотч.

Инструменты: ножницы, кисти клеевые, кисти акварельные, линейки, треугольники, трафареты, лекала, ластики, карандаши, фломастеры, маркеры, шила, нож-резец, циркуль, наждачная бумага, лобзик, пилки для лобзиков, молотки, плоскогубцы, кусачки, напильники, отвертки, слесарные тиски, набор сверл.


 

Литература

1. Бабкин И.А. Подготовка юных судомоделистов: Методическое пособие. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,1988.

2. Грекова Г.М. Учебная программа объединения «Юный  конструктор» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IVВсероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 231-243.

3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое  моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

4. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот, 1990.

5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия  развития, Академия Холдинг, 2001.

6. Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IVВсероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 51-76.

7. Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных  учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. – М.: Просвещение, 1978. – С. 8-19.

8. Кружок «Умелые руки». — СПб: Кристалл, Валерии СПб, 1997.

9. Нагибина  М.И. Чудеса из ткани своими руками: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Самарин В. Придуманная страна. – Владимир, 1997.

11. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

12. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. – Ижевск: Удмуртия, 1992.

13. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004.

14. Шмидт Норман. Реактивные самолеты из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004. 

3071
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!