Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе

Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе

Гришанина И.В. учитель начальных классов: « Атемарская СОШ.»   

               Образование — это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).                                    

                                                                                                                                                                                  

   В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.  

 

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

 

    Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

 Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

 • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

 • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

 • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.  

Исходя из вышесказанного, целью  моей  работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода,  компетентностно — ориентированного обучения, информационно – коммуникативных, игровых технологий,  педагогику сотрудничества,  развивающего обучения.

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

    Моей задачей на уроке является не преподношение готовых знаний ученику, а организация самостоятельного познавательного процесса. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно — ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «ледоход». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня

(в сложных словах).

Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и умножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, умноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21

    2+5*3=17.   Найди ошибку в записях.

Взаимодействие с обучающимися, пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Использую гуманно-личностную технологию, продумываю структуру каждого урока так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Использование на уроках информационных технологий, позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современный учитель – это не только указка, мел и  доска. Современный учитель–это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной, как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

 В уроки включаю физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха,  дыхательную  гимнастику.   

 

 

 

 

Детство – это каждодневное открытие мира.  

                                                                   « Тебе скажут – ты забудешь,

                                                                     Тебе покажут – ты запомнишь»

                                                                     Ты сделаешь   —  ты поймёшь»      

                                                                                       Древняя мудрость

                          

Как всем известно, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Использование игры в обучении, как методический прием — это яркий и действенный способ деятельностного метода обучения. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

·        Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»

·        В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы  педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.  Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

 Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.  

 

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

— Стабильно   качество знаний по предметам (65-75%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе,  где работаю.

  - Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов.

— Учащиеся  моего класса систематически участвуют в конкурсах, олимпиадах   различного уровня, занимают призовые места.  

 

Список литературы.

1. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника 3. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко//

 2. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8

 3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

 4. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70  

5. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебном процессе – Журнал « Начальная школа» № 1 2008 г

1783
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!