Рабочие программы 3 класс (Русский язык)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании

  кафедры учителей начальных классов

протокол № ______ от _______________________

 

_____________Гринина Н.В.

 

Утверждена

директором школы

приказ № ______ от _____________________

 

_____________Баулина Г. П.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по курсу «Русский язык»

 3 «А» класс

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                                                  Гришанина И.В.

 

 

2014 — 2015 г


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Канакиной,  В.Г. Горецкого  «Русский язык», утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

На изучение курса русского язы плану школы отводится 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю. Часы вариативной части добавлены для более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

·         ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

·         формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

·         развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·         формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

·         формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

·         воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и. др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне, правилами правописания безударных гласных (проверяемых и непроверяемых ударением), парных по глухости-звонкости согласных в корне (на конце слова и перед согласным), непроизносимых согласных, правописанием наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанием разделительного (Ъ) твердого знака. Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь-врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е),  имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы НЕ с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный  и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место предмета  «Русский язык» в учебном плане

На изучение курса русского язы плану школы отводится 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю. Часы вариативной части добавлены для более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка направлено на обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления более эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность, для чего обеспечивается: 1) привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса; 2) пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи; 3) усиление объяснительного (для детей) аспекта при рассмотрении системы языка; 4) одновременно с изучением языка обучение выбору языковых средств с учётом задач и условий общения, в целом культуре речи и речевого поведения; 5) обращение при обучении построению предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; 6) обучение не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Освоение детьми русского языка, обучение его умелому использованию в процессе общения нацелено на осознание каждым ребёнком богатых возможностей языка для выражения мыслей и чувств и тем самым – на воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю. Так изучение языка рассматривается как средство формирования у учащихся языкового самосознания как элемента гражданственности.

3. Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию; освоение русского языка способствует развитию мышления учащихся, их воображения, эстетических чувств, интеллектуальных и творческих способностей. Значением учебного предмета «Русский язык» определяется его ведущее место в системе общего образования младших школьников.

Результаты освоения  курса

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Теоретическое обучение

Контрольные и проверочные работы

Развитие речи

Проектные работы

 

 

 

 

Наша речь и наш язык

2 часа

2

 

 

 

1.

Наша речь. Виды речи.

1

1

 

 

 

2.

Наш язык.

1

1

 

 

 

 

Текст. Предложение. Словосочетание

14  часов

11,5 часов

1,5часа

1 час

 

3, 4

 Текст. Типы текстов.

2

2

 

 

 

5.

Предложение

1

1

 

 

 

6.

Виды предложений по цели высказывания.

1

1

 

 

 

7.

Входной контрольный диктант «Хлеб».Виды предложений по интонации.

1

0,5

0,5

 

 

8.

Предложения с обращением

1

1

 

 

 

9.

Р. р.Обучающее изложение  «Путешественница»

1

 

 

1

 

10, 11

Главные и второстепенные члены предложения.

2

2

 

 

 

12,13

Простое и сложное предложения.

2

2

 

 

 

14, 15

Словосочетание.

2

2

 

 

 

16.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

 

1

 

 

 

Слово в языке и речи

19 часов

15 часов

1час

2часа

1 час

17.

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

1

1

 

 

 

18.

Синонимы и антонимы.

1

1

 

 

 

19.

Омонимы.

1

1

 

 

 

20.

Слово и словосочетание.

1

1

 

 

 

21.

Фразеологизмы.

1

1

 

 

 

22.

Р. р. Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

23.

Части речи.

1

1

 

 

 

24.

Имя существительное.

1

1

 

 

 

25.

Имя прилагательное.

1

1

 

 

 

26.

Глагол.

1

1

 

 

 

27.

Имена числительные.

1

1

 

 

 

28.

Однокоренные слова.

1

1

 

 

 

29.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

1

 

 

 

30.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

1

 

 

 

31.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

1

 

 

 

32.

Р. р. Обучающее изложение «Медведь»

1

 

 

1

 

33.

Обобщение и закрепление изученного.

1

1

 

 

 

34.

Проект «Рассказ о слове»

1

 

 

 

1

35.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

 

1

 

 

 

Состав слова

16 часов

12 часов

1 час

2 часа

 

36.

Работа над ошибками. Что такое корень слова?

1

1

 

 

 

37.

Как найти в слове корень?

1

1

 

 

 

38.

Сложные слова.

1

1

 

 

 

39, 40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

2

2

 

 

 

41.

Что такое приставка? Как найти приставку?

1

1

 

 

 

42.

Значение приставок.

1

1

 

 

 

43.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

1

 

 

 

44.

Значение суффиксов.

1

1

 

 

 

45.

Р. р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

 

 

1

 

46.

Что такое основа слова?

1

1

 

 

 

47.

Обобщение знаний о составе слова.

1

1

 

 

 

48.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

 

1

 

 

49.

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

1

 

 

 

50.

Р. р. Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

51.

Проект «Семья слов»

1

 

 

 

1

 

Правописание частей слова

29 часов

23 часа

2 часа

3 часа

1 час

52.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

1

 

 

 

53 — 55

Правописание слов с безударными гласными в корне

3

3

 

 

 

56 -59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

4

4

 

 

 

60.

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

61-63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

3

3

 

 

 

64-65

Правописание слов с удвоенными согласными.

2

2

 

 

 

66

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

1

 

 

1

 

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

 

1

 

 

68-71

Правописание суффиксов и приставок.

4

4

 

 

 

72, 73

Правописание приставок и предлогов.

2

2

 

 

 

74

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

1

 

 

 

75-77

Разделительный твердый и мягкий знаки.

3

3

 

 

 

78

Обучающее изложение

1

 

 

1

 

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

 

1

 

 

80

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

 

 

 

1

 

Части речи

76 часов

 

 

 

 

81

Части речи

1

1

 

 

 

 

Имя существительное

31 час

22 часа

2 часа

5 часов

2 часа

82-83

Имя существительное и его роль в речи.

2

2

 

 

 

84-85

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

2

2

 

 

 

86

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

1

 

 

 

88

Проект «Тайна имени»

1

 

 

 

1

89, 90

Число имен существительных.

2

2

 

 

 

91, 92

Род имен существительных.

2

2

 

 

 

93, 94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

2

2

 

 

 

95

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

 

1

 

 

97

Склонение имен существительных.

1

1

 

 

 

98, 99

Падеж имен существительных.

2

2

 

 

 

100

Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»

1

 

 

1

 

101

Именительный падеж.

1

1

 

 

 

102

Родительный падеж.

1

1

 

 

 

103

Дательный падеж.

1

1

 

 

 

104

Винительный падеж.

1

1

 

 

 

105

Творительный падеж.

1

1

 

 

 

106

Предложный падеж.

1

1

 

 

 

107

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

108

Все падежи.

1

1

 

 

 

109

Обобщение знаний.

1

1

 

 

 

110

Сочинение по картине К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»

1

 

 

1

 

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

 

1

 

 

112

Проект «Зимняя страничка»

1

 

 

 

1

 

Имя прилагательное

18 часов

14 часов

1 час

2 часа

1 час

113, 114

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

2

2

 

 

 

115

Роль прилагательных в тексте.

1

1

 

 

 

116

Текст – описание.

1

1

 

 

 

117

Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна — лебедь»

1

 

 

1

 

118

Роль имен прилагательных.

1

1

 

 

 

119, 120

Изменение имен прилагательных по родам.

2

2

 

 

 

121, 122

Число имен прилагательных.

2

2

 

 

 

123, 124

Изменение имен прилагательных по падежам.

2

2

 

 

 

125, 126

Обобщение знаний.

2

2

 

 

 

127

Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»

1

 

 

1

 

128

Обобщение знаний.

1

1

 

 

 

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

 

1

 

 

130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

 

 

 

1

 

Местоимение

5 часов

4 часа

 

1 час

 

131

Личные местоимения.

1

1

 

 

 

132

Изменение личных местоимений по родам.

1

1

 

 

 

133, 134

Местоимение.

2

2

 

 

 

135

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

 

Глагол

21 час

19 часов

1 час

1 час

 

 

 

3

3

 

 

 

136 — 138

Значение и употребление глаголов в речи.

 

 

 

 

 

139, 140

Неопределенная форма глагола.

2

2

 

 

 

141, 142

Число глаголов.

2

2

 

 

 

143

Времена глаголов.

1

1

 

 

 

144

Времена глаголов, 2 – е лицо глаголов.

1

1

 

 

 

145, 146

Изменение глаголов по временам.

2

2

 

 

 

147

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

148, 149

Род глаголов в прошедшем времени.

2

2

 

 

 

150, 151

Правописание частицы не с глаголами.

2

2

 

 

 

152-155

Обобщение знаний.

4

4

 

 

 

156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

 

1

 

 

 

Повторение

14 часов

10 часов

1 час

3 часа

 

157, 158

Части речи.

2

2

 

 

 

159

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

160

Обобщение изученного о слове, предложении.

1

1

 

 

 

161

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

1

 

 

 

162

Правописание приставок и предлогов.

1

1

 

 

 

163

Правописание безударных гласных.

1

1

 

 

 

164

Правописание значимых частей слов.

1

1

 

 

 

165

Итоговый контрольный диктант.

1

 

1

 

 

166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1

1

 

 

 

167

Обучающее изложение.

1

 

 

1

 

168

Текст.

1

1

 

 

 

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

 

 

1

 

170

КВН «Знатоки русского языка»

1

1

 

 

 

 

Итого:

170 часов

133, 5 часа

10, 5 часа

20 час

6 часов

                         

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

(170 ч)

 

 

Наша речь и наш язык (2 ч )

Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч)Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов.

Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательный, вопросительные, побудительные). Воскли-цательные предложения. Упражнение в распознавании и построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

Слово в языке и речи (19 ч)   Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

 Состав слова (16 ч) Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.   

    Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных  слов (дорога – дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолёт, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.

Правописание частей слова ( 29 ч )

Общее представление о правописании частей слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми ударением безударными гласными, с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями ОРО // РА (ворота – врата), ЕРЕ // РЕ (берег – брег), ОЛО // ЛА (золото – злато).

Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова (сугроб) и перед согласным в корне (сказка), с непроверяемым согласным в корне (вокзал).

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце). Правописание СН в наиболее употребительных словах (вкусный, прекрасный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова и подбором однокоренных слов.

Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах –ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление).

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, переписал).

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, касса).

Разделительный твердый (Ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) знаком. Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (Ъ) и мягким (Ь) знаками.

 

ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч)

 

Введение (1 ч)

Имя существительное ( 31 ч )

Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и не

1236
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!