доклад на семинаре

 Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная   составляющая методической базы современного урока

( из опыта работы учителя начальных классов Атемарской СОШ: Гришаниной И.В.)

 

                                                              « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора,  эрудиции»

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

 

   Учителей школы не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику ( и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.

   Ответы на эти вопросы мы видим в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

   Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. 

    Среди трудностей в использовании дифференциации и индивидуализации обучения на современном уроке мною выделены следующие:

    1. Структура и специфика урока обусловливаются поставленными целями и задачами.

    В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся. 

    Темп учебной работы, т.е. способности ученика достичь в определённый срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением —  умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т. д.

     Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, считают, что они уже овладели материалом в достаточной мере и могут  работать контроль, координирование работы таких учеников.

    Но есть и другая категория учеников, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними приходится работать индивидуально после уроков. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.  

     Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координации работы слабых, однако проверка индивидуальной деятельности сильных учеников на самом уроке не всегда осуществима. 

    Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.)  с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

    2. Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей: неумение контактировать друг с другом, трудностями межличностного общения, эгоцентризмом, желанием выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся; завышенной или наоборот заниженной самооценкой.

   Решение данной проблемы видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива.

  3. Следующие проблемы встречаются преимущественно в старших классах, однако уходят своими корнями в начальную школу и относится к умению работать с текстом по развитию речи:

— неумение читать, когда основное усилие на скорочтение, а не усвоение текста.

— неумение выбирать из текста главное;

— неумение работать с планом.

— речевым ошибкам; неправильному построению предложений, неверному использованию слов в контексте предложения, использованию разговорной, просторечной, жаргонной лексики, слов-паразитов и т.д.

— неумение самостоятельно работать с учебным материалом, сопровождающейся отсутствием инициативы со стороны детей и взрослых, потерей увлечённости.

   Способами решения данной проблемы, по моему мнению, являются создание алгоритма (памятки) « Как работать с текстом» и постоянное его использование на уроке; требование от учащихся полных развёрнутых ответов на поставленные вопросы.

 

Индивидуальная работа ведётся с целью проверить орфографические умения учащихся;тренировать учеников в выполнении основных способов действия: нахождении «опасных мест» — орфограмм, их классификации ( проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроверяемые удвоенные согласные); нахождение орфограмм в корне слова.

Повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников.

Развивать критическое отношение учащихся к своим высказываниям и мнению       товарищей, формировать адекватную оценку.   

Из опыта своей работы, я считаю, что дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы,  обучение по обязательным учебным программам,  предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

 

     

    Предлагаю в качестве примера игру: 

                                        1   « Путаница»

 

К… льцо

П… тно

В л… су

На дв… ре

Б… льшой

В… сёлый

Кр… чать

 Б… жать

Кру… ка

Варе… ка

Скри… ка

 Моро..

Каранда..

Без лис… ка

Лё… кий

Сколь… кий

Выле… ти

Пол… ти

 

 

 

                                         2.  « Ты — мне, я – тебе»

Конкурс проводится в форме игры « Учитель- ученик». Каждому игроку даётся задание побыть в роли учителя: составить словарный диктант ( на отдельных листках написать пять словарных слов с пропуском всех орфограмм для своего товарища) Затем « Учителя» меняются листами и оказываются в роли  «учеников» — решают орфографические задачи, после чего осуществляется взаимопроверка.  

 

 3. Задание практического характера « опасные места» в словах ( интерактивное)

 

  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36c052a9-8603-4975-89c2-770c04b1a4d1/%5BNS-RUS_2-01%5D_%5BTQ_059%5D.html

 

  Развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей на уроке и во внеурочное время.

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

         Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

         Во вторую группувходят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

         Наконец, третья группа– это зависимость развития от  характера и структуры деятельности.

 Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других — поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат — уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Развивать творческие способности? Что это значит?             

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразить индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки  должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

решить задачу по аналогии;

решить задачу при частичной подсказке учителя;

доказать правильность решения;

решить нестандартную задачу;

самостоятельно составить творческое задание;

выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Кроме этого выполняются   задания направленные на развитие творческого  мышления:

1.Задачи на смекалку

·        2. Задачи шутки

·        3. Числовые фигуры

·        4. Задачи с геометрическим содержанием

·        5. Логические упражнения со словами

·        6. Математические игры и фокусы

·        7. Кроссворды и ребусы.

Проектная деятельность не только учит ребенка самостоятельно добывать знания,  развивает навыки исследовательской работы, но и способствует развитию творческих способностей. Проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть индивидуальными, парными, групповыми.

          На уроках русского языка и литературы, начиная  с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи,  создают иллюстрации. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее,  таланты каждого ребёнка можно развивать.

  Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам  прочитанного,  является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

·        Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

·        Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,

одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

·        Постановка “живых картин” к произведению.

·        Составление сценария спектакля, устное описание декораций,

костюмов.

·        Драматические импровизации .

·        Развернутые драматические представления.

·        Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие. Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко используется:

— рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой;

    Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся  к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто

— участвует в экспериментальной работе школы;

— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

— уважает личность ученика;

— дифференцирует объем и сложность заданий;

— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

-  развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепция, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.  

 Предлагаю несколько  вариантов примеров. (инновационный материал)

1. Тренажёр на выполнение табличного сложения и вычитания в пределах 10

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b13842aa-7064-43c5-9144-6fee1d5d567c/ResFile.SWF

2. Тренажёр по изучению нумерации чисел.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44a595be-8279-4be6-8c82-fa2de96b2b99/ResFile.SWF

  

 

 

3    Межпредметные задания. Объект интерактивного взаимодействия. « Какова масса самой маленькой птички наших лесов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c1ae6d0-47b9-4721-b458-7806343b8fb9/ResFile.SWF

4.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74614c7b-3e30-4337-bb66-feb42bcfa17b/ResFile.SWF

5.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd8ee995-6d83-4c08-8734-994373c22385/ResFile.SWF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Развитие творческих способностей
на уроке и во внеурочное время"

 

 

 

 

 

                                                              Подготовила: учитель начальных классов      

                                                               Гришанина И.В.

 

 

 

 

 

 

                                                 2015 г

 

 

 

 

 

 

691
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!