Современные педагогические технологии обучения младших школьников с нарушением интеллекта
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В течение последних лет в образовательных учреждениях Российской Федерации наметились инновационные тенденции, связанные с использованием технологического подхода в образовательном процессе. Одной из составляющих технологического подхода является внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, охватывающих процессы обучения и воспитания.
В настоящее время на проблему понимания и употребления понятия педагогической технологии существуют различные точки зрения, которые отражены в исследованиях Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, М. В. Кларина, Н. Ф. Талызиной, П. М. Эрдниева и др.
При анализе существующих на сегодняшний день определений педагогической технологии можно утверждать, что это понятие многоаспектное, включающее в себя в какой-то степени точки зрения всех ее авторов и заключающееся в идее оптимизации работы всего образовательного учреждения, повышения эффективности его основного звена – учебного процесса.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Специфика внедрения педагогических технологий состоит в конструировании и функционировании такого учебного процесса, который должен гарантировать качественное образование, соответствовать современным социальным ожиданиям детей и родителей, т. е. обеспечивать социальный заказ.
Активный поиск инновационных подходов к разработке и внедрению педагогических технологий на сегодняшний день охватывает все типы и виды образовательных учреждений, в том числе и специальные (коррекционные), в которых обучаются дети с нарушением интеллекта.
Получение такими детьми качественного образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, а именно, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности в новых экономических условиях.
Учитывая их особые образовательные потребности, школе необходимо определять условия и пути формирования успешности социализации и самореализации детей с нарушением интеллекта, чтобы на их основе конструировать содержание и способы их обучения и воспитания. В связи с этим, педагоги все чаще сталкиваются с вопросами: «Какие педагогические технологии можно использовать в коррекционно-образовательном процессе специальной(коррекционной) школы VIIIвида?», «Как эффективнее организовать обучение и воспитание детей с нарушением интеллектас использованием педагогических технологий?».
Наиболее остро эти вопросы встают при обучении умственно отсталых детей, поступивших в 1 класс.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.
При этом важно учитывать особенности состояния здоровья, уровень развития психомоторных и сенсорных процессов ребенка — первоклассника, умение действовать по инструкции учителя, умственную работоспособность и темп учебной деятельности, взаимодействие со сверстниками и учителем, характер межличностного общения в классе.
В связи с этим из всех педагогических технологий, на наш взгляд наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении первоклассников с нарушением интеллекта могут быть:
— игровые технологии;
— информационные технологии;
— технологии сенсорного развития;
— здоровьесберегающие технологии.
При этом следует оговориться, что любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.
Теперь рассмотрим перечисленные выше технологии.
Наибольший интерес, на наш взгляд, при обучении первоклассников с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.
Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
При обучении школьников с нарушением интеллекта игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: мотивационный; ориентационно-целевой; содержательно-операционный; ценностно-волевой; оценочный.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы.
При обучении первоклассников можно использовать различные игры, игровые ситуации, занимательные упражнения.
Теперь рассмотрим более подробно информационные технологии.
В сфере образования информационные технологии (ИТ) – совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
В сфере образования понятие информационная технология наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Исследователи (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, И. А. Никольская и др.) отмечают, что внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.
Активное использование современных информационных технологий дает возможность учителям пересмотреть содержание образования, разработать программное обеспечение, видеоматериалы. Кроме того, замечено, что дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога.
Поэтому при обучении первоклассников с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Кто-то скажет, что в младшем школьном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на уроках и в воспитательной работе компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показывает, что интерес детей к урокам значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у школьников с нарушением интеллекта один и тот же программный материал должен повторяться многократно, из года в год расширяться и углубляться (сама программа имеет концентрический характер), и здесь большое значение имеет многообразие форм подачи материала. Если, например, к урокам по развитию речи для первоклассников с нарушением интеллекта разработать мультимедийное приложение, дающее сначала просто понятие о предмете, затем добавить действие данного предмета, потом обозначение признаков и т. д., то сам процесс усвоения знаний будет более интересным и, безусловно, эффективным.
Мы на своих уроках используем компьютерные презентации при обучении детей грамоте (чтению и письму), для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по ознакомлению с окружающей средой: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях.
Сейчас выпускается большое количество обучающих дисков, которые можно смело использовать в работе. Существующие обучающие программы для первоклассников можно классифицировать следующим образом: 1) игры для развития памяти, воображения, мышления и др.; 2) «Говорящая» азбука с хорошей анимацией; 3) АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков; 4) игры-путешествия, «бродилки»; 5) простейшие программы по обучению чтению, математике и др.
На занятиях по математике материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией. Дети очень любят решать элементарные математические задачи, с удовольствием учатся считать, сравнивать, вводятся понятия «широкий – узкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий» и др.
Использование ИТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Теперь рассмотрим технологии сенсорного развития. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе и для многих видов труда.
Сенсорные эталоны – образцы, выработанные в процессе общественно-исторического опыта. Существуют следующие сенсорные эталоны: эталоны цвета, эталоны формы, эталоны пространственной ориентировки, эталоны времени, эталоны слуховой чувствительности, эталоны тактильной чувствительности, эталоны развития обоняния, эталоны вкусовых ощущений.
Экспериментально доказано, что одной из особенностей, характерных для всех категорий детей с нарушениями в развитии, является нарушение восприятия и переработки информации, принятой как нарушенными, так и сохранными анализаторами. Это в свою очередь ведёт к замедленному формированию новых связей, а также представлений и понятий, неполному и даже неадекватному отражению предметов и явлений окружающего мира.
В практике работы специальных (коррекционных) школ VIIIвида большое внимание уделяется формированию у школьников представлений об объектах окружающей действительности. Данная работа имеет место не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Однако большинство педагогов не придают особого значения формированию представлений о таких свойствах предметов, которые воспринимаются осязательно, не используют осязание как способ познания учащимися с нарушением интеллекта объектов окружающего мира.
Следует отметить, что большинство учащихся при описании обследуемых объектов обращаются к их цветовым и пространственным признакам (форма, величина), не используя в своей речи названия осязательно воспринимаемых свойств данных предметов.
Это свидетельствует о необходимости специально организованной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие представлений об осязательно воспринимаемых свойствах объектов и навыков осязательного восприятия у детей этой категории.
Одним из подходов к решению задачи развития данных навыков у первоклассников с нарушением интеллекта может стать реализация комплекса методических приёмов коррекционно-педагогической работы, направленной на повышение уровня сформированности представлений об осязательно воспринимаемых свойствах объектов окружающего мира, которые могут применяться как на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях (например, на занятиях по психомоторике), так и на уроках развития речи и ручного труда.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся; опирается напринципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (