МАСТЕР-класс "Инновационная деятельность на уроках в начальной школе"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Атемарская средняя общеобразовательная школа
Лямбирского муниципального района района
Мастер – класс
« Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
« Проектная работа на уроках русского языка с целью
повышения качества образования в условиях введения ФГОС»
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «Атемарская СОШ»
Гришанина И.В.
2015 г
Предмет: Русский яык
Тема: « Рассказ о слове»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок-проект
Учебник:В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2014.
УМК «Школа России
Ресурсы:мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 3), мел, доска, магниты.
Участники: учителя начальных классов.
Цель:уточнить и активизацировать словарный запас речи
Планируемый результат обучения:обучающиеся научатсяподбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД:формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы
Межпредметные связи:чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы:мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 3), мел, доска, магниты.
1.Вступительное слово мастера
-Добрый день, уважаемые коллеги! Проект это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом.
Метод проектов, используемый в школе, — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания на практике, что готовит их к взрослой жизни. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
Уроки русского языка дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты. Каждый ребенок становится активным участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.
2. Оргмомент.
— Я рада видеть вас сегодня на нашем мастер – классе.
По желанию подойдите и возьмите каждый себе карточку любого цвета, распределитесь на группы по цвету взятых карточек.
(звучит песня без слов)
3. Постановка темы и целей мастер- класса
— Слушая песню без слов, каждый может представить себе разные картины о содержании песни. Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов) Что такое слово? (слайд 3)
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений(слайд 4)
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке?
4. Работа над проектом.
-Рассмотрите технологическую карту проекта, для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд 5).
-Посмотрите на карточки, которые вы взяли в начале урока. Что заметили? Что можно сделать с этими буквами? Составьте слово, о котором вы будете собирать информацию.( располагают на листе формата А 3)
-Какими источниками информации воспользуетесь?
-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?
( на доске прикрепляются критерии оценивания работы в группах)
ü Полнота раскрытия темы по плану
ü Оформление проекта
ü Слаженность работы всех членов группы
ü Защита проекта
-Какие правила работы в группе надо соблюдать? (слайд 6)
Примерные правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
5. Работа в группах.
Задания в группах, работа над словами по технологической карте:
1 группа — весна
2 группа — Победа
3 группа — дружба
4 группа — мир
Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.
Технологическая карта
1) Определить лексическое значение слова
2) Подобрать однокоренные слова
3) Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
4) Подобрать фразеологизмы
5) Найти пословицу или загадку к слову
(загадку можно сочинить самим)
6) Составить предложения с этим словом
(можно вспомнить или найти строки из стихотворения, песни)
( слайд 7)
6. Защита проектов
По окончании работы презентация проектов (1 представитель группы у доски защищает проект), оценивание работы групп:
! – отлично, всё получилось,
+ — хорошо, были незначительные ошибки,
- не всё получилось, требуется помощь.
(слайд 8)
6. Рефлексия деятельности.
Оценочный лист.
Рефлексия
Выполнил ли я то, что задумал? _____________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________
Всё ли получилось так, как я задумывал?__________________________
Что было сделано хорошо?_________________________________________________
Что было сделано плохо?_________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________
Попрошу взрослых оценить мою работу:
ч т о с к а з а л а м а м а:____________________
ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:_______________________________
к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:______________________________
В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ?_________________________
«Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
-Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – прикрепите( «оживите») на наше весеннее дерево разными предметами. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло – просто улыбнитесь. На обратной стороне листа напишите небольшое своё пожелание.
-Уважаемые коллеги! Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова. И пусть в вашей жизни не будет ни одного мрачного дня. Берегите себя! Спасибо за внимание! (слайд 9)
Предлагаю варианты заданий.
Приложение № 1
1.« Тайна слова»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74614c7b-3e30-4337-bb66-feb42bcfa17b/ResFile.SWF
2.Лексическое значение слова.
3. Игра « Рассели жильцов»
4. Однокоренные слова. Буква « Б»
5 Фразеологизмы
6 Пословица, загадка к слову.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e411dd4d-fb27-4079-bf6e-05838020f733/ResFile.SWF