Значение исследовательского метода в развитии творческой деятельности учащихся начальной школы
Значение исследовательского метода в развитии творческой деятельности учащихся начальной школы.
Аксенова Н.Н.
МОУ «Гимназия №29» (г.о.Саранск)
«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование»
В.Г. Белинский.
Преобразующееся российское общество предъявляет новые требования к подготовке подрастающего поколения. Они связаны с реализацией приоритетных функций школы – подготовкой учащихся к жизни, воспитанием нравственных качеств и развитием интеллектуальных способностей. Школа призвана научить их брать на себя ответственность в любой деятельности, принимать решения и действовать, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Для становления отдельной личности и развития общества в целом необходимо, чтобы новые поколения овладевали опытом творческой деятельности.
При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В.Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Актуальность.В связи с этим, мы полагаем, что эта проблема очень актуальна сегодня, особенно — для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Объект. Образование детей младшего школьного возраста.
Предмет.Процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы в результате занятий исследовательской деятельностью.
Цель. Теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы развития исследовательских умений учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время и их влияние на развитие творческих способностей.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что процесс развития творческой деятельности учащихся начальной школы на уроке и во внеурочное время будет более эффективным, если:
· развитие исследовательских умений учащихся начальных классов выделено на уровень специальной задачи каждого урока;
· выявлены и соблюдаются в образовательном процессе педагогические условия и этапы развития исследовательских умений;
· определено учебное содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность учащихся начальных классов;
· в методику уроков включены методы и методические приемы, дидактические средства, обеспечивающие эффективность развития исследовательских умений учащихся начальных классов;
· организованы диагностика и мониторинг уровней развития исследовательских умений, позволяющие корректировать процесс обучения в начальной школе.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по данной проблеме.
2. Конкретизировать структуру и содержание исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить комплекс методов и приемов развития исследовательских умений детей начальной школы на уроках и во внеурочное время.
4. Выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития исследовательских умений учащихся начальной школы.
Также были намечены методы исследования и механизмы отслеживания:
Методы исследования:
- анализ литературы, изучение нормативных и программно – методических документов в сфере школьного образования;
- целенаправленное наблюдение, эксперимент, обобщение и анализ данных.
Механизмы отслеживания:
· Мониторинг успеваемости учащихся.
· Интеллектуальный, психологический мониторинги учащихся.
· Анкетирование родителей в начале и конце года.
Главный ожидаемый результат всей работы (прогноз положительных результатов) — создание условий для развития в учениках свободного творческого мышления, интеллектуальных способностей, духовных и физических задатков.
Но при всём при этом существовали проблемы, которые нужно было разрешить:
Проблемы и коррекция:
1 Соотношения формальной и материальной сторон обучения.
Родительские собрания, разработка специальных индивидуальных программ обучения учащихся
2. Недостаточный уровень подготовки учителей к педагогической деятельности в условиях инновационных процессов в школе
Повышение квалификации через семинары, курсы, самообразование.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
· мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
· умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
· умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках, используя различные формы работы. Многим детям по силам индивидуальная работа.
Но есть, конечно, и такие ученики, которым не хватает упорства, усидчивости. У них недостаточно терпения, чтобы довести начатое дело до конца, хотя вначале они «потирали руки» от удовольствия. В таких случаях я образую группы детей, ведь одному работать намного труднее. Этот ребенок вовлечен в работу, а довести дело до конца ему помогут товарищи.
Данная форма работы нравится учащимся. Привожу примеры типичных ответов детей на вопрос «Чем нравится тебе работа в группе?», не изменяя характера высказывания:
«Можно узнать точку зрения другого».
«Можно общаться, советоваться».
«В совместной работе появляются интересные мысли, идеи».
«Вместе легче принять решение и ответить на вопрос».
«Не так страшно ошибиться, когда вместе».
«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто».
Выдвинутая вначале гипотеза, после анализа полученных результатов, подтвердилась:
· дети научились удивляться и видеть проблему;
· научились рассуждать;
· научились находить смелость отстаивать свою точку зрения.
Это подтверждается результатами проведённых диагностик.
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью. (А.А. Андреев)
В ходе анализа проведенной работы при изучении удовлетворенности школьной жизнью с 1 по 4 классы были получены следующие результаты:
С удовольствием посещают школу:
1класс- 70%
2 класс — 79%
3 класс — 80%
4 класс — 88%
Уровень школьной мотивации:
1 класс:
высокий -20%; средний — 70%; низкий — 10%
4 класс:
высокий — 40%; средний — 55%; низкий — 5%
Изучение удовлетворенности родителей работой педагога.
(Е.Н. Степанов)
1 класс -2,9;
2 класс — 3;
3 класс — 3,2;
4 класс — 3,4
Коэффициент удовлетворенности от 2 до 3 свидетельствует о нормальном уровне удовлетворенности.
Коэффициент удовлетворенности от 3 и выше свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено.(Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов
1 класс :
высокий — 18,5%;
выше среднего — 31%;
средний — 35,5%;
ниже среднего — 15%
4 класс:
высокий — 27%;
выше среднего — 39%;
средний — 20%;
ниже среднего — 14%
За время обучения учащиеся 4В класса овладели способностью выделять существенное, научились классифицировать, т.е. умеют обобщать, строить обобщения на отвлеченную тему, анализировать, делать выводы. В целом – данный класс готов к обучению в среднем звене.
Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, районных и городской библиотек. Они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Многие ребята постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Мои ученики являются активными участниками научно-практической конференции, проводимой в гимназии, где они с использованием компьютерных технологий проводят защиту своих исследовательских работ. С лучшими работами выступаем на городской научно-практической конференции. На практике я убедилась в эффективности использования исследовательского метода для развития творческой деятельности учащихся. Сегодня это актуально и соответствует современным требованиям к обучению.
Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательского метода на уроках и внеклассной работе.
А своим ученикам – творцам и исследователям, пусть пока с маленькой буквы, хочу пожелать многих ярких минут осознания собственной победы. Победы над косностью мышления, победы над собственным незнанием и неумением, победы над скукой и безразличием.
Литература
1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
3. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
4. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить школьника приобретать знания. Ярославль, 2002.
7. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.