Робота с одаренными детьми
Ануфриева А.И.
Работа с одаренными детьми
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для меня,урок, как учителя родного языка, являетсяосновной формой работы с учениками. Именно на уроке можно определить способности ребенка. А как это сделать?
Как вы знаете, что у нас школа с русскоязычным контингентом обучающихся (все дети русские, нет которые бы владели мордовским языком) и конечно же трудно выявить одаренных детей.
Таких детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
На уроках они выделяются от остальных детей, в групповой работе — они становятся лидерами и тянут за собой остальных одноклассников. Одаренные дети быстрее всех запоминают какие либо слова, выражения, всегда хотят быть первыми.
Например, при изучении фольклора, одаренные дети сами мне предлагают вид занятий (а можно я подготовлю частушки или песню на мордовском языке). Именно эти дети стараются на переменах и на уроке заговорить с тобой на мордовском языке, хотя он и «ломанный».
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Шкаень штатол» («Искра Божья»), но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Поэтому в своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, региональных конкурсов, олимпиад и многое другое.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в моей практике являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
В том году стали призерами в городском конкурсе научно-исследовательских работ (ярмарка идей), Дворецкова Софья решила исследовать и сопоставить свадебные обряды мордвы и удмуртов. Глядя на нее, в этом году Сюбаева Ангелина решила исследовать родильные обряды.
Пишем авторские стихи на мокшанском языке (являлись победителями)
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Придя в школу и почувствовав все ответственность, которая стоит передо мной, ведь именно я должна дать возможность ребенку познать, изучить богатство своего древнего языка. И я решила создать уголок мордовской культуры. Начала привозить с деревни национальные костюмы, предметы быта и многое другое, так дети тоже заинтересованно начали пополнять наш уголок.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
На переменах дети разыгрываю сцены, меняя голоса произносят целые диалоги, читают стихи, скороговорки, поют, танцуют. Я очень люблю эти минуты. Наблюдая за ними, радуюсь, потому что таким образом идет развитие родного языка, сохранение культуры народа, идет становление гражданина России.