Формирование интереса к учебному предмету (мокшанскому языку) у учащихся младших классов.

 

А.И.Ануфриева

 

 

Формирование интереса к учебному предмету (мокшанскому языку) у учащихся младших классов.

 

 

Изучение мокшанского языка в образовательном процессе является одним из аспектов функционирования школ Мордовии, которое рассматривают не только как процесс обучения лексике и грамматике второго языка, но и как путь познания другой культуры и через неё развитие духовных сил, способностей и нравственных принципов гражданина  многонациональной Республики. Дети слышат мордовские языки на улице, по радио, по телевидению, нередко – в семье.[1]

Мой долг как преподавателя родного (мокшанского) языка — помочь осознанию ценности мокшанского языка, показать, что его знание дает возможность каждому ученику стать высоконравственным, любящим, знающим и соблюдающий «кодекс чести» личностью. (Слайд 4) Хорошо знать родные языки предков – значит понимать его, любить его создателя – народ.  Не любя своего языка, невозможно любить чужой, без любви к своему народу невозможно любить другой народ.

Моя задача как учителя мокшанского языка — дать возможность ребенку познать, изучить богатство своего древнего языка. Язык – это жизнь самого народа.  Когда исчезнет  язык – народа нет больше.[1]

Моя цель – в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство своего родного мокшанского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур.

Мой маленький ученик должен увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир. Например, проводятся конкурсы стихов на русском, на мокшанском и на татарском языках. Важно воспитывать выпускника не только как носителя родного языка, но как проводника нравственных ценностей и русского и мировой культур. [3]

Формирование и сохранение интереса школьника к изучению мокшанского языка, на мой взгляд, заключается в нестандартности самих уроков, в огромном разнообразии применяемых учителем форм и методов работы.  Ситуация успешности создается при работе над смысловым значением пословиц, поговорок, при разгадывании загадок, ребусов на заданную тему. Сделать урок не просто интересным, а несказанно увлекательным для ученика – вот та вершина, к которой мы все должны стремиться.  Нужно стараться разнообразить свои уроки, оживлять их ролевыми играми, творческими задумками. (Слайд 9) Например, лексическая игра «Кие сяда лама содай». Цель игры: назвать как можно больше слов по изученной теме.  Составление поздравлений к празднику и формирование открыток. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давление, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в различных формах.

В начальной школе в силу возрастных особенностей у учащихся больше развито непроизвольное запоминание, поэтому, чем ярче и неожиданнее будет предъявляться материал урока, тем легче будет запоминаться слова и выражения. Лучшему запоминанию слов способствуют песни и стихи. Большое место на уроках отвожу ответам на вопросы, небольшим диалогам, составлению рассказов по картинам.

Словарный запас детей обогащается и в процессе чтения. На каждом уроке предусматриваю проведение фонетических зарядок. Упражнение «Рахамась» способствует укреплению мышц рта и умению удерживать губы в улыбке. Дети должны сомкнуть зубы и улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние резцы. [2]

При изучении той или иной лексической темы  учащимся даю задания нарисовать предметы. Этот вид работы развивает мелкую моторику пальцев. Нам, учителям всегда нужно понимать, что развивая речь ученика, мы одновременно развиваем и обогащаем ум.

На уроках мы изучаем  историю, фольклор, обычаи, традиции мордовского народа.

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится.

Известно, что у двуязычных детей значительно лучше развивается познавательные способы, память, мыслительные процессы, виды речевой деятельности.

Прозвенел звонок, начинается урок. Первая моя задача – создать эмоциональный фон урока. Музыка, мимика, жесты, интонация, манеры общения. [1]

Свой учительский труд, подготовку детей к самым разнообразным конкурсам и многое другое – все это я рассматриваю, как посильный вклад в сохранение мордовских языков и культур.

И хочется, закончит свое выступление словами великого педагога В.А. Сухомлинского: «Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Мордовская филология в контексте национальных культур.-Саранск: Морд. кн. изд-во, 2006.-162с.

2. Чувашев М.И. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки /М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А.Д. Шуляев.-Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.-512с.

3. XXVIII International Finno-Ugrist Students Conference Tartu 8.-11.05.2012.-Tartu: 2012.-174с.

648
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!