СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ И УДМУРТОВ

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

 

 

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ И УДМУРТОВ

 

 

 

 

 

Участник проекта: Дворецкова Софья Юрьевна

Руководитель проекта: Ануфриева Анна Ивановна,

учитель мордовского (мокша) языка

 

 

 

 

 

 

Саранск 2015

Содержание

  1. Введение……………………………………………………   ……3
  2. Места знакомств молодых………………………………   ……… 5
  3. Возраст заключения браков……………………………  ……….5
  4. Предсвадебный период……………………………… ……  ……6
  5. Свадебный период………………………………… …………  …9
  6. Выводы       ……………………………………………………...12
  7. Литература………………………………………………………13

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях четко наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов, имеющих глубокую социальную значимость. К ним относиться свадебный обряд – наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба – неотъемлемый элемент культуры. В ней наиболее ярко и полно отразились целостное синкретическое мировосприятие окружающей действительности, отголосок суеверий и языческой обрядности, культовые мотивы, представления о человеке, размышления о семье, детях, преемственности поколений и смысле жизни.

Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край. И чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные за многие столетия, прорастали крепкими побегами в душах и характерах современников, в их повседневных делах. Это и будет залогом Величия Человека. Настоящего Человека. Это очень важно и сегодня, и завтра. Всегда!
Актуальность темы исследования

В данной исследовательской работе рассматриваются свадебные обряды народов, поддерживающих тесные дружественные взаимоотношения, и имеющие общие древние традиции. Таким образом, народы разной национальной культуры и объединяются в единую финно-угорскую диаспору. Несмотря на то, что предки современной мордвы и удмуртов имели связи, еще начиная с 8 века, до сих пор в научных исследованиях не имеется полного сопоставительного анализа свадебной обрядов этих двух народов. Данная исследовательская работа может применяться на классных часах, во время проведения недель родного языка и литературы, в работе краеведческих кружков.

Исключительная важность семьи и многообразие ее функций в жизни, обусловили сложность свадебного церемониала. Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает в себе существенный пласт устно-поэтического и художественного наследия народа, отражает его религиозные взгляды, древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы, а также музыкально-поэтический талант. Свадебный обряд и фольклор — ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом.

Цель исследования: на основе сравнительного изучения структуры свадебных обрядов мордвы и удмуртов выявить уровни их общности и сходства.

Задачи исследования:

— на основе анализа  традиционных свадебных обрядов мордвы и удмуртов выявить общее и специфическое в свадебных действий мордвы в контексте со  свадебными обрядами удмуртов; показать основные тенденции нормирования и развития их свадебной обрядности; подвести определенные итоги изучения в этой области;

— выяснить сходство и различие свадебных обрядов мордовского и удмуртского народов

Гипотеза:существует сходство и отличие в свадебных обрядах народов мордвы и удмуртов в финно-угорской языковой ветви

Объект исследования

  Объектом исследования является свадебные обряды мордовского и удмуртского народов.

Методы исследования.

  Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный метод.

 

1. Места знакомств молодых

Сопоставляя мордовские и удмуртские предсвадебные обряды, выявляется сходство: у мордвы молодёжь, как и у удмуртов поздней осенью, зимой также снимала специальные дома, названия которых по Мордовии варьирует: «кштиманькуд» (дом пляски), в других «ащеманькуд» (дом посиделок), в третьих «налхкоманькуд» (дом игры). Времяпровождение в этих домах у мордвы и удмуртов было также сходным: вышивали, вязали, пряли, а после окончания работ — пели песни и частушки — семейно-бытового и любовного характера. Во время игр парни старались что-либо украсть (колечко, платок) у понравившихся девушек, что часто приравнивалось к объяснению в любви.

Летом знакомства происходили на лугу, в лесу (Приложение 1). Что касается вопроса о продолжительности знакомства молодёжи до брака в традиционной свадьбе мордвы и удмуртов, то на основе полевых данных мы можем отметить, что эта продолжительность была незначительной и в большинстве своём его и не было, поскольку молодых обычно женили против их воли, поэтому, как правило, вопрос о браке решался без них.

Следует отметить роль специальных свах и сватов, которые выполняли одни и те же функции и играли важную роль в свадебном процессе. При женитьбе они предлагали невест родителям жениха, заранее узнав, данные невесты и её родни.

2. Возраст заключения браков

Средним брачным возрастом для девушек удмурток, как и мордва, считали 16-18 лет (Приложение 2). Выдача их в раннем возрасте представляла исключение. Девушка старше 20 лет уже считалась засидевшей. Что касается юношей мордвы, то для них строгого ограничения брачного возраста не существовало, а юношам-удмуртам, когда исполнялось 16—17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет. Однако ввиду того, что если крестьянская семья была заинтересована в приобретении лишней рабочей силы в лице снохи, то юношей старались женить к 20-ти годам. Заинтересованность в рабочей силе была иногда так сильна, особенно в зажиточных семьях, что нередко, как и у мордвы, прибегали к обычаю женитьбы малолетнего сына (13-14 лет) на взрослой девушке (18-20 лет) из бедной семьи.

В выборе невесты активно помогали родственники. Присмотрев девушку, наводили справки о ее родителях, их характере, репутации, материальном состоянии, а также о родне. По этому поводу сложилась пословицау удмуртов: (Не открыв миски, не ешь содержимое ее, не увидев матери, не сватай дочь ее). В невесте их интересовало прежде всего здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству. Согласно удмуртской пословице, «хорошая жена — половина хозяйства» («умой кышно — ыны юрт»). Если характеристики девушки и ее родителей удовлетворяли родственников жениха, отправлялись сватать. Сватать обычно ездил отец жениха с кем-либо из родственников. Если не было отца, ездила мать. Отец и мать вместе не ездили (Приложение 3)

3. Предсвадебный период

Существенную сторону семейного быта народа составляли связанные с ним обряды, которые организационно и эстетически оформляли наиболее значительные события семьи. В выполнении важнейших обрядов (свадьбы, родин, похорон) участвовал практически весь круг родственников. Наиболее значительной из всех семейных обрядов была свадьба, отличающаяся большим количеством участников, красочностью, театрализованностью.

У мордвы сватать приходилось ездить несколько раз, так как родители невесты, если даже и намерены были выдать дочь, давали согласие не сразу. По обычаю считалось обязательным получить согласие девушки на брак. Но часто оно было формальным, так как к ней обращались обычно в последнюю очередь, когда вопрос родителями был уже решен, и редкая девушка осмеливалась ослушаться воли родителей.

Одной особенностью у удмуртов было то, что брак заключался обычно по согласию, но иногда и путем умыкания (кражи) невесты. Формой закрепления брака являлся калым, чаще денежный, от 50 до 100 рублей. Обряд кражи невесты исполняется и сегодня, но лишь как элемент игрового действия. В прошлом наблюдались и такие случаи: родители договаривались о вступлении сыновей и дочерей в брак еще задолго до их совершеннолетия. Если "сватовство" принималось, то детей звали "мужем" и "женой".

До начала XX в. мордва также практиковала женитьбу путём похищения.

Браки совершались чаще по сватовству, нередки были и случаи умыкания.

У удмуртов также сватать (юаны, кураны) ездили несколько раз, так как давать согласие с первого раза считалось неприличным. Получив отказ, сваты нарочно «забывали» в доме невесты варежки — повод прийти еще раз. Они брали с собой нюхательный табак и предлагали отцу невесты. Похвала табака означала согласие выдать дочь, в знак чего на стол стелили белую скатерть. Невеста свое несогласие выражала тем, что сдергивала скатерть со стола или же выбегала из дома. Если же согласна, ставила самовар для угощения сватов. Назначался день для окончательного сговора (тупан, вада пук-тон, нянь шорон). На сговор ездил и жених, хотя бывали случаи, что впервые он видел невесту лишь на свадьбе, и то не в первый день. На сговоре обсуждались состав калыма и приданого, последовательность свадебных пиров, их сроки и число участников.

Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей (Приложение 4)

Сватовствоныл куран/йуан (букв.: прошение/спрашивание девушки). Родители выбирали невесту своему сыну сами, предпочтительно в другой деревне. Сватовщики, состоявшие из 4-5 человек во главе с отцом жениха и свахой дэмчи (букв.: советчик), приезжали в дом невесты и спрашивали, имеется ли у них телка на продажу. Говорить о цели приезда напрямую было не принято, поэтому употреблялись иносказательные выражения. Если во время переговоров мать невесты застилала стол белой скатертью, это означало, что родители готовы выдать дочь замуж.

Сговоркэн вэрас кон (букв.: говорить о невесте/снохе); ныл с отон (букв.: отдавать девушку/дочь); кэл шон (от кэл шыны «нравиться, подходить»); н ан вандон (букв.: [ритуальное] нарезание хлеба). Через несколько дней после сватовства в доме невесты происходил сговор между представителями двух родов: родители жениха платили выкуп за невесту (обычно отец жениха клал деньги на блюдо с маслом), обсуждали состав приданого невесты.

 Увоз невесты в дом женихакэн вайон (букв.: привоз невестки/снохи). Данный обряд соблюдался не повсеместно. После уплаты выкупа невесту увозили в дом жениха, где на следующее утро проводили обряд купания невесты – кэн пылатон (букв.: купание невестки/снохи). В этот же день на невесту впервые надевали женские головные уборы – обряд вил кэн из йан (букв.: надевание шапки на молодую сноху). В назначенный день приезжал свадебный поезд со стороны невесты и устраивался пир – йарашон, бэрыс′, кэлис . Невеста возвращалась домой за три дня до второго пира. В прежние времена она возвращалась на несколько месяцев –обычай бэрэн пукон (букв.: обратное сидение). Дома она готовилась к свадьбе: ткала, шила, вышивала.

 Договор о проведении свадьбыс уан вэрас кон (букв.: разговор о свадьбе). Родители жениха приезжали к родителям невесты, чтобы договориться о дне проведения свадьбы, о количестве поезжан с обеих сторон, о подарках (Приложение 5)

 Смотрины местаинты/мэста учкон (букв.: смотрины места). В северных и центральных районах Удмуртии существовал обычай, когда родители невесты после сговора ехали в дом жениха с целью увидеть своими глазами жилищные условия (размеры дома, количество домашнего скота и т.п.)

У мордвы широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьняньвачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато».

При сопоставлении брачного возраста молодых в традиции мордовской и удмуртской свадьбы видно, что есть определенные сходства и различия. Как отмечает М.Е. Евсевьев: «Определённого времени для женитьбы у мордвы в старое время не было. Мордва женили своих сыновей рано — 8, 10-летних на 20-30-летних девушек»

4. Свадебный период

Между сватовством и свадьбой проходило продолжительное время: в 18 в. — около года, в конце 19 — начале 20 в. — 2—3 недели, после чего устанавливали день свадьбы (м. шиньпутома, э. чиньпутомо). Накануне мордовский народ  совершали обряд с кашей (м. ямдаярцхама, э. кашадоярсамо — «есть кашу» или м. ямонькандома, э. кашанькандомо — «приносить кашу»). В некоторых местах готовили не кашу, а селянку или жареную свинину с капустой (м. шяняфкс). В доме жениха пекли пироги: м. лукш, э. лувонькши — «священный пирог» — отцу невесты; м., э. аваловсо — «материнское молоко» — матери невесты; м. суваманьпяряка, э. совамопряка — «входной пирог» облегчал вход в дом невесты и т. д. В традиционных мордовских (особенно в эрзянских) свадьбах причитания являлись неотъемлемой часть свадебного обряда (Приложение 6)

У мордвы за невестой снаряжали свадебный поезд. Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Невеста приглашает своих подруг на горячие блины. Со стороны жениха и невесты отправляют по 2-3 человека звать гостей, сказать в каком часу начинается «гульба»

Главным лицом считалась сваха (кудава). Тороньканды (м.), уредев (э.) охранял свадебный поезд от «злых сил». Старший поезжанин (покш куда) вёл расходы жениха. Когда подъезжали к дому невесты, перед ними запирали ворота, и начинался обряд купли-продажи. После родительского благословения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом-солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество (Приложение 7).

Собственно свадьба удмуртов состоит из двух частей, которые празднуются отдельно в доме невесты – с уан и в доме жениха – йарашон, бэрыс . Порядок их зависел от того, увозили ли невесту в дом мужа после сговора до свадебного пира или же со свадебным пиром. Рассмотрим тот вариант, когда невесту в дом мужа увозят в день свадьбы. Приготовления в этот день идут в обоих домах. В доме жениха поезжане во главе со старшим поезжанином бадзым ваис ′ (букв.: большой/главный привозящий) готовятся к отправке свадебного поезда: украшают лошадей, слушают наставления старших. В доме невесты все готовятся к встрече свадебного поезда: развешивают декоративные полотенца, накрывают на стол. Все участники ведут себя в соответствии с установленными на этот период правилами или ролевыми установками (Приложение 8).

После того как поезжане входят в дом невесты, им представляют главного распорядителя тэро (от тэр – «передний угол», букв.: сидящий в переднем углу), который впоследствии даст зачин свадебной песне. Существуют две главные мелодии: мелодия/напев рода невесты – с уан крэз /гур (букв.: свадебная мелодия) и мелодия/напев рода жениха – бэрыс ′ (букв.: за, позади, вслед); йарашон. Перед отъездом свадебного поезда невесту прятали. Обычно жениху приходилось платить выкуп, чтобы открыли дверь, за которой пряталась невеста.

После этого следует обряд прощания невесты с родительским домом, сопровождающийся пением прощальной песни ныл кэл ан гур (букв.: мелодия проводов невесты).

В доме жениха поезд встречали его родители, которые на пир в доме невесты обычно не ездили. Невесту вели на женскую половину дома кышнопал (букв.: женская половина) и сажали на подушку.

Ночевать молодых укладывали вместе, пристально наблюдая, чтобы при этом не присутствовал недоброжелательный человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Анализ материалов показывает, что основная структура традиционных удмуртских  и мордовских свадебных обрядов весьма близка, но не аналогична. Для удмуртов и мордвы основной формой заключения брака был брак по сватовству; умыканием.

 В традиционных мордовских свадьбах «причитания» являлись неотъемлемой частью свадебного обряда.

Исследованием установлены мордовские обряды: сватовство, девичья баня, выкупы ворот, дверей, однообразие свадебного поезда, обряды при встрече молодых и т.д.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что ряд традиционных элементов, органически вошедших в  структуру свадьбы, сохраняются. Старые обычаи и ритуалы, призванные помочь организации социальных перевоплощений участников свадьбы, приспособлению к новым жизненным ролям, теряют свое символическое значение. Многие ранее серьезно воспринимаемые обычаи со временем превращаются в свадебные розыгрыши, а другие исчезают совсем. Меняются предметы быта, пища, транспортные средства, что приводит к исчезновению или трансформации обычаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Акашкин, М. М. Свадебные обряды, песни татар мишарей и мордвы: (Сравнительный анализ): автореф. дис… канд. филол. наук / М. М. Акашкин. -Казань, 2000.-22 с.
  2. Алешкин, А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (Дооктябрьский период) / А. В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. -84 с.
  3.  Багин С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда: этнографический очерк // Этнографическое обозрение. 1897. Т. 2. Кн. 33. С. 59-92.
  4. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 356 с.
  5. Гаврилов Б. Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. 190 с.
  6. Деревенская свадьба: этнографический очерк // Тамбовские губернские ведомости. 1880. — № 66.
  7. Дорофеева М. А. Удмуртская свадьба: история и современность: сб. материалов I Всероссийской молодежной научной конференции "Молодежь и наука на Севере". Сыктывкар, 2008.
  8. Корнишина, Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина. Саранск: МГПИ, 2000.- 150 с.
  9. Мельников, П. И. Нижегородская мордва / П. И. Мельников // Нижегородские губернские ведомости. — 1834. -№ 25.
2468
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!