Урок: "Кудонь и дикай жувататне"
Тема: Дикай и кудонь жувататне (Дикие и домашние животные)
Цели:
— Закрепить знания о диких и домашних животных;
— Воспитать у учащихся интерес, любовь и сострадания ко всему живому;
— Сформировать умения работать с текстом, переводить слова.
Ход урока
- Организационный момент
–Шумбратада, шабат!
-Шумбратада, Анна Ивановна!
— Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
-Я желаю вам, что бы доброе и приветливое настроение сопровождало вас в течение всего урока. Начнем урок!
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем и их.
-Молодцы, озада.
-А теперь ребята нам нужно представиться гостям, а то, наверное, многие не знают, как вас зовут.
(Дети по очереди встают и представляются) (Монь лемозе…)
II. Повторение пройденного материала
Ребята, что бы вспомнить слова, которые мы с вами проходили на прошлых уроках, мы проведем небольшое соревнование
(каждому ряду, я раздаю по листочку: 1 парта записывает по 1 слову по-мокшански, 2 парта переводит, 3 парта – по — мокшански и т.д. и затем возвращаем 1 парте)
-Вы молодцы, отлично справились с этим заданием. Давайте погладим себя по головке и скажем, какие же вы молодцы, а теперь погладьте своего соседа и скажите, какой же он молодец!
-Ребята ваши одноклассники подготовили для вас стихотворения, давайте их внимательно послушаем и постараемся понять, о чем же говориться в тексте. (Дети рассказывают стихотворения)
(Перед тем как сформулировать цели урока.)
II. Объяснение нового материала
— А сейчас сели все красиво. На доске у нас кроссворд, нам надо его разгадать, а помогут нам в этом загадки. Я вам буду загадывать, а вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать слово в кроссворд, но по-мокшански. С помощью этих загадок мы с вами определим тему нашего урока и поставим для себя цели.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка-ур)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк-Връгаз)
Хвост пушистыйбережёт
И зверюшей стережёт:
Знают, рыжую в лесу-
Очень хитрую (лису-келазь)
У порога плачет,
Коготочки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычит, запоет (кошка-ката)
Кто я-догадайтесь сами.
Я визу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу (лошадь-алаша)
И сметану, и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая …(корова-тракс)
— Молодцы, ребята. Вы справились с этим задание.
Так какой же теме мы посвятим урок? (Ответ детей)
-Правильно, тема нашего урока кудонь и дикай жувататне. Чему мы с вами должны научиться?
— Закрепить знания о диких и домашних животных;
— Воспитать у учащихся интерес, любовь и сострадания ко всему живому;
— Сформировать умения работать с текстом, переводить слова
Правильно ребята, давайте еще раз вспомним, всех ли животных мы с вами перечислили?
Кудонь жувататне
Дикай жувататне
Медведь- Лошадь-
Лиса- Кошка-
Волк- Собака-
Еж- Корова-
Заяц- Свинья-
Белка Сараз-
Молодцы! Сява-
А чем отличаются домашние и дикие животные?
(Ответы детей)
Правильно, домашние животные живут под опекой людей. А какая польза от домашних животных? (Ответы детей)
Ал-яйцо
Сиволь-мясо
Вай-масло
Лофца-молоко
-Эти слова запишем в словарик. (расставим ударения и проговорим)
- Закрепление
Работа с учебником
Давайте откроем учебник и прочитаем рассказ и попытаемся понять, о чем и о ком говориться в текста?
(стр 81 упр 1) Читает учитель, затем 2 детей.
IV. Физ. минутка
-Ребята, а дикие животные, как вы уже сказали, живут в лесу. Сами себе добывают еды. Так давайте остановимся на лесе. Кто мне скажет, какие деревья растут в лесу?
Укштор-клен
Келу-береза
Куз-ель
Пиче-сосна
Тума-дуб
Пизелкс-рябина
Молодцы вспомнили.
Ребята, я сейчас вас познакомлю с картиной известного художника Федот Васильевича Сычкова. Сычков родился в Ковылкинском районе в с. Кочелаево. Там находится его Дом-музей. Он является основоположником профессиональной живописи в мордовском крае.
(Показываю картину)
-Какие цвета использовал художник, когда рисовал картину?
(дети на мокш. перечисляют цвета)
-Сейчас мы с вами тоже побудем художниками. (раздаю картинки)
-Перед вами лежат картинки, их нужно будет разукрасить и подойти к доске повесить на магнитик кто к какой группе относиться.
Кудонь Дикой
- Итоги
Что вы нового вы узнали на уроке? (Ответ детей)
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
А какое настроение после урока?
(Что бы показать это, поднимите такой смайлик, который соответствует вашему настроению)
- Домашнее задание
Выучить слова, повторить названия животных.
VII. Оценки