ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ Ш
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ»
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Иванова А. В.
МОУ «Гимназия №19» (г.Саранск)
Овчинникова Л.В.
МОУ «Гимназия №19» (г.Саранск)
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Необходимость создания авторской учебной программы «Подвижные игры разных народов» продиктована необходимостью продолжить решать проблему снижения показателей детского здоровья.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, нами разработана программа внеурочной деятельности «Подвижные игры разных народов».
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Цель программы:создание условий для физического развития детей, формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и республики; формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
— активизации двигательной активности младших школьников во внеурочное время;
— знакомству детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
— формированию умения самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- созданию условия для проявления чувства коллективизма;
- развитию сообразительности, речи, воображения, коммуникативных умений, внимания, ловкости, сообразительности, инициативы, быстроты реакции;
- воспитанию культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Ведущая роль в младшем школьном возрасте отводится игре, которая занимает ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка младшего школьного возраста. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. В процессе реализации задач данной программы учащиеся обобщат и углубят знания об истории, культуре народных игр. Дети научатся бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки.
Тематическое планирование включает в себя 9 разделов.
Во вводном занятии проводится беседа об основах знаний о народной подвижной игре. Дети знакомятся с историей народной подвижной игры, разбирают и проигрывают игры наших родителей.
Во втором разделе «Игры на свежем воздухе» знакомятся с русскими народными играми.
Следующий раздел «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!» предполагаетбеседу (с использованием ЭОР) о двигательной активности и гиподинамии с разучиванием и организацией народных подвижныхигр.
Раздел «Игры-эстафеты» знакомитучащихсяс различными видами эстафет.
Важным в плане историко-краеведческого наследия нашего народа является раздел«Подвижные игры разных народов», где дети принимают участие в играх разных народов.
Различные игры с мячами, подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, зимние игры – всё это входит в тематическое планирование программы, оказывая неоценимый вклад в дело укрепления здоровья младших школьников.
На итоговом занятии проводится праздник здоровья и подвижной народной игры.
Таким образом, данная программа способствует не только укреплению здоровья детей, но и гармоническому развитию ребенка, формирует положительные взаимоотношения, воспитывает толерантность, влияет на благополучное эмоциональное состояние, выработает модель управления собственным поведением.
Литература
1. Гриженя, В.Е.Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М.: Советский спорт, 2005. – 40 с.
2. Глязер, С. Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
3. Жуков, М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
4. Литвинов, М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010