Использование флэшкарт на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

 

Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие иноязычной коммуникационной компетенции. С развитием компьютерных технологий и с введением нового Образовательного Стандарта некоторые методики и приемы стали отходить на второй план. Однако не следует занижать их важность и значимость в повышении уровня мотивации, качества знаний обучающих и развития их коммуникационной компетенции.

В данной статье речь пойдет о хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом методике использования наглядных пособий (а именно, Flashcards) для развития навыков устной речи обучающихся на начальном этапе обучения.

В настоящее время обучение иностранным языкам начинается уже в начальной школе: во втором, а иногда и первом классе в системе дополнительного образования. Поводом для этого стал тот факт, что изучение иностранного языка благотворно влияет на общее развитие детей. Кроме этого, многие дети начинают изучать иностранный язык еще до школы, следовательно, введение его изучения с первого класса позволяет не делать разрыва в обучении. [2, с. 51]

          Дети начальной школы с легкостью имитируют звуки и интонацию иноязычной речи, запоминают речевые клише, накапливают необходимый объем лексики, обозначающий конкретные предметы и действия. Здесь и приходит на помощь обучение, построенное на интуитивных способах овладения материалом, поскольку именно такой вид деятельности наиболее приемлем для дошкольников и школьников младших классов.

"В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни" – так звучит основная идея Гленна Домана, американского врача – физиотерапевта, автора методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения [1, с. 9]. Именно он ввел термин «бит информации», прототип флэш-карты (картинка и напечатанное под ней слово), и разработал передовую технологию обучения малышей читать целыми словами (флэш-карты с напечатанным словом без картинки). Данной методикой в настоящее время пользуются многие центры раннего развития и обучения.

При помощи наглядных пособий: картин и подстановочных таблиц, умения и навыки устной речи приобретаются быстрее, кроме того, уроки с применением наглядных пособий проходят живее при активной работе всего класса. [4, с. 106]

Нельзя не согласиться с В.Е.Солнцевым, что «на начальном этапе, пока идет первоначальное усвоение звукобуквенных связей и правильного произношения, можно говорить только о подготовленной устной речи». [4, с. 107]. Использование только интуитивного подхода в обучении может привести к тому, что речь школьников будет элементарной, некорректной. По мере адаптации детей к условиям школьного обучения необходимо постепенно добавлять методические приемы, основанные на сознательном подходе в обучении.

Можно выделить три вида упражнений при работе с наглядными пособиями (Flashcards) на начальном этапе обучения:

  1. картинка без языкового материала;
  2. картинка с небольшим языковым материалом;
  3. небольшой языковой материал без картинки.

Упражнения первого вида могут быть использованы с небольшим языковым материалом для введения новой лексики с опорой на изображение и последующим закреплением. В следующем упражнении школьнику предлагается угадать, что за предмет изображен на картинке (половина картинки при этом закрыта) и ответить на вопрос: What is it? или при отработке кратких ответов: Is it a ball? — Yes, itis.

Flashcardsвходят в состав некоторых современные УМК, например «English World», издательства «Macmillan», «Excellent. Starter», издательства «Longman» и других.

Упражнения второго вида используются чаще, поскольку виды работ с этими картинками можно разнообразить из урока в урок. Учащиеся выборочно или полностью повторяют за учителем слова после того, как он показал изображение. Сочетание слухового и зрительного восприятия контекста очень важно для обучающихся начальной школы. «Имитативные упражнения помогают фонетической отработке материала, запоминанию значения слов … создается почва для укрепления ассоциации между этими словами и обозначаемыми ими явлениями» [3, с. 66].

Следуя Гленну Доману, эти карточки называются «бит интеллекта», т.к. содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточка должна отвечать следующим требованиям: отчетливость, недвусмысленность, дискретность. Дискретность означает то, что каждая карточка должна быть посвящена только одному факту [1, с. 146]. Если мы хотим разнообразить работу с этими карточками, можно исключить дискретность при создании карточек. Например, при вводе слова ball, мы показываем картинку с красным мячом, затем с синим или зеленым. При введении лексики по теме «Цвета» мы опять используем эти карточки, называя сначала цвета: red, blue, green, а затем словосочетания: a red ball, a blue ball и т.д.

   

В современных условиях напечатанные и нарисованные карточки часто заменяются на электронные. Для достижения заявленных во ФГОС результатов предлагается использовать ряд технологий деятельностного подхода, среди которых использование ИКТ технологий, развитие критического мышления и т.д. С помощью программы SmartNotebook можно составить интересные тесты, в которых обучающим будет предложено подобрать надпись к картинке, соединить картинки и надписи, найти лишнюю надпись или картинку и т.д.

На следующем этапе обучения, когда будут приобретены достаточные умения и навыки устной речи, Flashcards (как напечатанные, так и электронные) можно использовать для составления интеллект-карт.

Упражнения третьего вида используются для обучения чтению. «Глаз видит, но не понимает того, что он видит; ухо слышит, но не понимает того, что оно слышит. Процесс понимания протекает только в мозгу » [1, с. 137]. «… когда ваш ребенок уже научится читать, мы станем учить его алфавиту. К тому времени он сможет понять, для чего люди придумали алфавит и зачем нам нужны буквы. Мы начинаем обучать ребенка чтению, используя для этого те слова, обозначение которых он знает». [1, с. 139]. Т.к. методика Домана рассчитана, прежде всего, на малышей, упражнения этого вида можно разнообразить: собрать части слов в одно, дописать недостающие буквы в пропуски, найти ошибки в написании слов и другие.

   

 Во время физкультминутки можно показывать обучающим карточки с глаголами, а они должны изобразить это действие. Это упражнение можно использовать как игровой момент: кто ошибется – выбывает из игры. В следующий раз класс делится на две команды и игра продолжается.

В заключении хочется сказать, новое – это хорошо забытое старое. Поэтому не нужно бояться использовать в своей работе опыт, прошедший испытание временем, а не называть его методиками  «прошлого века». Смело добавляйте свои идеи, используйте современные технологии и ваши уроки станут интереснее и познавательнее.

 

Список использованных источников

  1. Доман Гленн. Гармоничное развитие ребенка // http://detiangeli.ru/
  2. Иванова Л.А. Как обучать первоклассников иностранному языку в новых условиях // Иностранные языки в школе.-2010.-№ 6.-С.51-56.
  3. Оксюз Б.Е. Лексические упражнения с картинками// Иностранные языки в школе.-2011.-№ 8.-С.64-67.
  4. Солнцев В.Е. Система наглядных пособий для развития навыков устной речи у учащихся V класса // Иностранные языки в школе.-2011.-№ 4.-С.106-111.
1937
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!