Применение информационно-компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Применение информационно-компьютерныхтехнологий

на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Полушкина О.В., г.Саранск, МОУ «СОШ №24»

 

В современной концепции полного среднего образования в России   ставится задача формирования у выпускников умений, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.

Использование ИКТ при проведении уроков – это и тестирование с помощью компьютера, и проведение демонстрационных опытов и виртуальных лабораторных работ, демонстрация презентаций, привлечение учащихся к созданию тематических презентаций, возможность простейшего моделирования естественнонаучных процессов и другие виды учебных работ. Компьютер — самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

ИКТ на уроках используются как средства, моделирующие различные процессы и явления, как средство повышения наглядности (сочетании ее абстрактно-логической стороны с предметно-образной), как средство математической обработки результатов демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ, как средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д. В результате информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

При использовании ИКТ на уроках необходимо учесть, что использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с MicrosoftPowerPoint повышает наглядность, в сочетании Smart-Notebook  интерактивность.

  Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Поэтому каждый современный  учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, так как активное использование компьютерных технологий в процессе обучения   влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. 

В своей педагогической деятельности компьютер использовала  на различных этапах уроков  математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства и, конечно же, на классных часах.

Информационные технологии  использую в следующих вариантах:

  — мультимедийные презентации;

  — тесты и тренажеры;

  — проектная деятельность учащихся;

— игровые и интерактивные задания

    Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты писателей.

  Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Создание презентаций — использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Педагогическое применение программы PowerPointдля выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита,- все это положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально видоизменять любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.

 

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MSword, MSexcel, MSpowerpoint, MSaccess;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1.   Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2.   Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4.   Обработка результатов эксперимента.

5.   Разработка методических программных средств.

6.   Использование ресурсов интернет.

7.   Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в начальной школе. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Нетрадиционные уроки с применением ИТ заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

       Периодически использую на уроках электронные музыкальные физ.минутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и  снимают нервное напряжение.

Компьютер органично вписывается в образовательный процесс школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Младшие школьники  активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладеют новыми терминами. Это способствует развитию речи. Но самое главное — существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры.

    Также применение ИКТ в начальном образовании позволяет  дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом  их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации  личности младших школьников.

Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Преимущества:

— эффективность обучения;

— индивидуализация обучения;

— повышенная мотивация обучения

— активизация познавательной деятельности учащихся

— эффект обратной связи;

— развитие у обучающихся продуктивных функций и психических процессов;

— повышение интереса к изучаемому предмету.

Недостатки:

  — нарушение зрения;

  — проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;

  — компьютерная радиация;

  — компьютерная зависимость.

Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин.

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого определённый запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Информационные технологии можно использовать на разных этапах урока.

1.                    Проверка домашнего задания.

·          проверка знаний при помощи компьютерного тестирования в программе Excel;

·          презентация-контроль или презентация-тест, созданные в программе PowerPoint;

·          презентация-тест с анимацией — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные;

·          презентация-тест с гиперссылками — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки осуществляется переход к следующему вопросу, если ответ правильный, на слайд с теоретической информацией, если ответ неправильный, также должна присутствовать гиперссылка к неправильно отвеченному вопросу.

2.                    Объяснение нового материала

При изучении нового материала наглядное изображение помогает наиболее эффективно усвоить новый материал.

Если для объяснения нового материала вы используете презентацию, слайды могут содержать различную информацию: иллюстрации, тезисы, схемы, анимационные картинки, видеоролики или звук, например, презентация-модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, что особенно актуально при решении графических задач, чтобы не занимать много времени для рисования графиков на доске; презентация — слайд-шоу — демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, автоматическим режимом смены слайдов. С целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом хорошо воспринимаются учениками видеофрагменты опытов.

3.                    Закрепление и систематизация знаний

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока нужно провести обзор изученного материала, вспоминая основные положения и их взаимосвязь. Причём повторение материала должно происходить не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных моментов на слайдах презентации, выполнение тестов на компьютере для первичного закрепления изученного материала.

4.                    Во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации также используются компьютерные технологии:

*      Газеты, буклеты, брошюры, памятки, открытки – информационный материал, который можно подготовить с помощью программ Word, Publisher;

*      Анкеты, документы для сбора статистических данных, обработка анкет и мониторингов более просто выполняются при помощи программы Excel.

*      Музыкальное сопровождение праздников – с помощью программы PowerPoint. На слайдах презентации можно поместить музыкальные композиции, которые будут меняться автоматически или по мере необходимости, в то же время на слайдах могут быть иллюстрации, видеофрагменты, сопровождающие музыку.

5.                    При выполнении проектной работы

Результаты проектной работы также легко можно представить с помощью программы PowerPoint. Тут есть возможность с помощью схем, графиков, диаграмм показать, например, результаты социологических вопросов, результаты проводимых экспериментов и т.д.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность.

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов.

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках.

Вариативность представления учебного материала.

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке.

Интерактивность (в ряде случаев).

         Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР.

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках).

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности.

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории.

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного,- как следствие отсутствие прямого исследования действительности.

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс.

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием.

Изучение объекта в движении, изменении, развитии.

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании.

Математическая обработка результатов.


Организация самоконтроля в удобное время.

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете).

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.

Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.

Возможность виртуальной экскурсии.

Оперативное получение информации энциклопедического характера.

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника.

 

  Учебно-воспитательный процесс в эпоху всеобщей информатизации общества должен подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса.

 

Литература:

1.Сидорова Е.В., Фрадкин В.Е. Информационная компетентность учителя. (Монография) – СПб, ИПО РАО, 2008 – 126 с.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.

3.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М., 2007.

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/24/effektivnoe-ispolzovanie-ikt-na

 

3308
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!