Представление педагогического опыта Аржановой Валентины Ивановны

Представление педагогического опыта

 Аржановой Валентины Ивановны

учителя биологии МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск

«Использование информационных образовательных технологий в обучении и внеклассной работе по биологии»

 

1.     Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Образование — один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования — формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  Применение компьютерных технологий обусловлено необходимостью поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это направление, способствующее повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала,    очень актуально на современном этапе.

Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение — это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

 

2.     Условия формирования ведущей идеи опыта

(возникновение и становление педагогического опыта)

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках биологии применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения мотивации к обучению, и компьютер станет важным инструментом исследования, источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Концептуальной основой инновационного подхода  является применение компьютерных технологий в работе с учениками, как в урочное, так и внеурочное время.

Использование компьютерных технологий в области биологии и экологии имеет целый ряд преимуществ перед традиционными уроками:

–  разнообразие форм подачи учебного материала;

–  автоматизация контроля знаний;

–  большая степень наглядности;

–  открытость для внесения изменений в процессе эксплуатации.

– создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися курсов  биологии и экологии в средней школе;

–  развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;

– отражение в информационных материалах как биологических и экологических закономерностей, так и сведений об окружающей действительности;

–  участие в конкурсах различного уровня.

         Использование компьютерных технологий на уроках:

– усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; 

– позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровнях, обеспечивает наглядность, позволяет привлекать большое количества дидактического материала; 

– в 1,5-2 раза повышает объем выполняемой на уроке работы; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (фактически индивидуализацию);

– расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует потенциал и навыки исследовательской работы;

– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

 

3. Теоретическая база опыта

         Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы компьютерных технологий. В частности, в Республике Мордовия проведен ряд научно-практических конференций по использованию информационных технологий в образовании, опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителям: 

– Информационные технологии в образовании: Материалы науч.-практич. конференции / Ред. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. – Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004.

– Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования: Материалы межрегиональной науч.-практич. конф. / Ред. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова, Г.А. Костерина, Н.Н. Пивкина,  С.И. Карпов. –Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.

– Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал / Сост.: Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.

 Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках  биологии. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

     Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание  мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

В лицее созданы комфортные условия для внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.    Ресурсы кабинетов используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях: — подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; — проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; — использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты: «Большую энциклопедию Кирилла и Мифодия»,  интернет-ресурсы (коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/, видео-урокиhttp://interneturok.ru/ru  ), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

 

4. Технология опыта

Повышение качества обучения учащихся биологии и экологии с применением информационных технологий, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

 Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение ИКТ на уроках биологии дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал;  работать с интерактивными таблицами;   выполнять тестовые задания разного уровня.  Демонстрация учебных фильмов способствует расширению кругозора учащихся.

Информационные  средства  обучения помогают в решении следующих дидактических задач:

— усвоить базовые знания по предмету;

  — систематизировать полученные знания;

  — сформировать навыки самостоятельной работы;

— сформировать навыки самоконтроля;

— сформировать мотивацию к обучению в целом и к биологии в частности;

  — обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации

 

6. Анализ результативность опыта

1) положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга 88%

2) использование ИКТ на занятиях существенно повышает эффективность работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА;

3) успешная сдача ЕГЭ и ГИА по биологии:

– 100%  детей от числа участвующих показали результаты  выше уровня среднереспубликанских результатов (ЕГЭ);

–  выпускники 9-х классов по результатам итоговой аттестации (ГИА) имеют качество знаний 100%;

4) использование ИКТ обучающимися при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций к урокам;

5) учащиеся 5 – 11 классов систематически посещают спецкурсы курсы по биологии и экологии;

6) участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:

7) участие и победы в олимпиадах различного уровня:

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии

–Республиканский этап Всероссийской олимпиады по биологии

-Республиканский этап Всероссийской олимпиады по экологии

-Всероссийский этап олимпиады по биологии

(см. портфолио учителя)

8) Повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева, биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева,  вузы соответствующего профиля Москвы.

9) Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.

 

7. Трудности и проблемы  при использовании опыта

         Трудности и проблемы  при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями ИКТ. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов, лекториев.

 

8. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:

— Электронные публикации уроков на сайте творческих партнеров Polymedia:

— Личный сайт http://avi74.blogspot.ru/

766
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!