Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах
«Использование метода проектного обучения
на уроках математики в 5 — 9 классах»
«Всякое знание остаётся мёртвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только
к мышлению, но и к хотению»
Н.А. Умов.
Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным?
На мой взгляд, жить по-настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. (Для этого необходимо интегрировать основное и дополнительное образование). Суть метода проектов вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
— появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
— зарождаются основы системного мышления;
— формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
— развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
— воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
И главное это то, что метод проектов сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т.д.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьёзной проектной деятельности начинается ещё в 5-8 классах.Чтобы сделать большой проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работе в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умения. Поэтому начинать можно с работы над мини-проектами. Именно их можно использовать на уроках математики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:
5 класс – проект «Опрос общественного мнения» (цель: осмысление некоторых актуальных для них вопросов образования), «Системы счисления» и т.д.
6 класс – проект «Мир многогранников» (цель: выполнение развёртки многогранника) «Отрицательные числа» и т.д.
7 класс – проект «Сумма углов треугольника», «Соотношение сторон и углов треугольника», «Линейные уравнения» и т.д.
Проекты могут выступать неотъемлемой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика», «Великие математики», «Женщины математики», «История нуля» и т.д..
Но независимо от типа проекта, все они:
· неповторимы и уникальны;
· направлены на достижение конкретных целей;
· ограничены во времени;
· предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новую форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Организация работы над проектами на уроках математики.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
· проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
· учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
· работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
· учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
· анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
· конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Работа над проектами проводится поэтапно.
Проект — это "пять П": проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
1. Проблема — определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;
2. Проектирование (планирование) — определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
3. Поиск информации — сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4. Продукт — планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
5. Презентация — представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
6. Портфолио — оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».
Участники проекта: ученики 8 класса.
Сроки реализации проекта: две недели.
Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задания для групп (2 человека) и отдельных учащихся:
Задание для группы 1.
1. Сбор информации по теме: «Линейные уравнения, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
1. Сбор информации по теме: «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
1. Сбор информации по теме: «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
1. Сбор информации по теме: «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Результаты проекта:
Приложение 1.
Для учеников работа над учебными проектами – это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Литература:
1. «Завуч» №3, 2007.
2. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт. – сост.М.В. Величко.-Волгоград: Учитель, 2007.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2006.
4. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ авт. – сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.