Представление инновационного опыта
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта
Должность с указанием преподаваемого предмета
Стаж работы в должности
Сальников Сергей Степанович
МОУ «Лицей» Ельниковского муниципального района
Учитель
физики
24 года
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта
Развитие познавательной активности учащихся на базе применения ИКТ на уроках физики
1.Актуальность и перспективность опыта(степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Современное образование требует не просто получения учеником от учителя некоторой суммы знаний, а выработки умения самостоятельно мыслить и добывать необходимые знания. Это связано с тем, что условия существования индивида в современном обществе требуют от него готовности к обучению на протяжении всей его жизни. И задача учителя научить ученика учиться, психологически подготовить его к необходимости учиться и переучиваться в любом возрасте. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые помогут выполнить эти задачи, повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика.
Использование ИКТ на уроках является одним из самых многообещающих направлений развития образования, компьютеры открывают новые, отличающиеся от существовавших ранее возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся – вносить свой вклад в решение общих задач.
Применение ИКТ позволяет: создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала; визуализировать учебный материал (электронные учебники и пособия, видеофрагменты, анимации, мультимедийные лекции); осуществить автоматизированный контроль качества полученных знаний (тесты, контрольные работы, тематические кроссворды);
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема инновационного педагогического опыта «Развитие познавательной активности учащихся на базе применения ИКТ на уроках физики» в настоящее время актуальна и способствует формированию компетентностных свойств личности, в первую очередь информационной компетентности. Умение найти, преобразовать, систематизировать информацию становится неотъемлемой частью работы любого учащегося.
2.Концептуаль
ность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, которые позволяют осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно овладеть обще учебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Применение ИКТ на уроках физики позволяет с высокой степенью эффективности развивать познавательную активность учащихся, повышать интерес к изучаемому предмету, развивать аналитическое мышление, формировать и совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать навыки коллективной работы и самостоятельного исследования.
Использование компьютерных технологий на уроках физики должно быть оправданным, т. е. если вы уверены, что при изучении данной темы, традиционные формы обучения уступают по своей эффективности компьютерным моделям и виртуальным лабораториям.
Есть очень много интересных физических явлений, которые на опыте, в условиях кабинета физики не покажешь, например, работу ядерного реактора или опыты по установке законов фотоэффекта.
В курсе школьной физики изучаются разделы, понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. Это относится к таким разделам, как "Молекулярная физика", некоторые темы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Лишь сравнительно небольшое число учащихся владеют необходимыми мыслительными навыками для усвоения явлений и процессов, описанных в данных разделах на должном уровне. Большинство учащихся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, — персональный компьютер.
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, зависимости между величинами, предоставляет уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению.
Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, дети самостоятельно проводят компьютерный эксперимент, делают выводы о зависимости величин, идет процесс познания, а не передачи знаний учителем.
Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом физических явлений, изучить их на качественном уровне, а также провести небольшие исследования.
Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
Конечно, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов – выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование ИКТ высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Преимущества применения ИКТ на уроках физики:
Для ученика: наглядность изучаемого объекта, его динамика; многократное повторение изучаемого материала в свободном доступе и режиме; возможность диалога с учителем (скайп, эл. почта, чат); осуществление самоконтроля и самооценки своих учебных действий.
Для учителя: накопление дидактического материала, ЦОР; осуществление быстрой обратной связи; мобильность в проведении контроля и оценки знаний; расширение воспитательных и развивающих возможностей через использование современных средств общения.
3.Наличие теоретической базы опыта
Методологической основой представляемого опыта являются следующие труды:
1. «Использование компьютера в школе» Варламов С.Д., Эминов П.А Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. Москва 2003;
2. Научно-методические журналы «Физика в школе»;
3. Матвеев В.Л., Темнов Д.Э., Трофимова С.Ю., Фрадкин В.Е. Компьютер на уроке физики (Рабочая тетрадь для учителя) – СПб АППО, 2008 – 36 с.
4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М., 2007.
5. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. // М.: ACADEMA, 2000.
6. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные модели в школьном курсе физики». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2. СПб, Информатизация образования, 1998. С. 4–47.
7. Чирцов А. С. ««Информационные технологии в обучении физике». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2. СПб, Информатизация образования, 1999. С. 3–12.
8. Гомулина Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы. – «Физика», 1999, № 12.
9. Бутиков Е. И. «Лаборатория компьютерного моделирования». «Компьютерные инструменты в образовании», № 5. СПб, Информатизация образования, 1999. С. 24–42.
10. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая Физика 1.0». ФИЗИКОН, М.: 2000 (http://www.college.ru/metod_phys.html).
4.Ведущая педагогическая идея
В современном обществе знание физики занимает важное место в развитии личности, стремящейся быть технически грамотной, умеющей решать поставленные перед ней задачи, умеющей анализировать создающиеся ситуации и прогнозировать их дальнейшее развитие. Поэтому, сейчас, в школе уделяется повышенное внимание вопросам изучения этого предмета и разрабатываются различные методики обучения. Сегодня большинство учащихся понимают важность изучения физики. Однако существует проблема, связанная с тем, что у определённого числа обучающихся интерес к изучению физики не велик или отсутствует вовсе. На мой взгляд, ученикам не хватает стимула и мотивации. Ведущая педагогическая идея опыта: наиболее конструктивным решением проблемы является использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на разных этапах процесса обучения
5.Оптимальность и эффективность средств.
Важнейшей задачей является выявление оптимальных условий использования ИКТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Перечислим возможности реализации ИКТ на уроках физики:
• обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;
• визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";
• хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи;
• автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента с возможностью его многократного повторения;
• автоматизация процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения".
Это, по мнению директора Института информатизации образования РАО И.В. Роберт, позволяет организовать такие виды деятельности:
• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах;
• интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой;
• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов;
• автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование".
На основании этого выделяются основные педагогические цели использования ИКТ:
• Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к жизни в условиях информационного общества;
• Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;
• Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
Всё это открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого.
6.Результативность опыта
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
При систематическом использовании ИКТ на уроках физики, естественно возникает вопрос о результативности этих технологий по сравнению с традиционными формами обучения. Для разрешения этого вопроса, мною был проведен эксперимент, суть которого заключается в следующем.
Были выбраны два параллельных класса примерно одинакового уровня. В одном из них урок проводился традиционно, в другом классе — с применением ИКТ. В конце урока им был предложен контрольный тест, анализ которого показал, что уровень усвоения материала, изучаемого с помощью ИКТ выше примерно на 10 %. Последующие серии испытаний подтвердили, что результативность уроков с применением компьютерных технологий действительно выше, чем уроки с использованием доски и мела.
Результатами моей педагогической деятельности являются:
• активное участие и победы моих учеников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по физике;
• поступление выпускников лицея в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения (ГБНОУ «Республиканский лицей для одарённых детей»);
• результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ (выпускники лицея за последние 5 лет показали результаты либо сравнимые с среднереспубликанскими, либо более высокие);
• осознанный выбор предмета для профильного изучения;
• активное участие школьников в проектной и исследовательской деятельности;
• активное участие и получение призовых мест моих учеников во Всероссийских чемпионатах по физике;
7.Возможность тиражирования
Данный опыт был представлен:
• на заседаниях районного МО учителей физики;
• на заседаниях школьного МО учителей математики, физики, информатики;
• на сайте Педагог13RUhttp://soc.edurm.ru/users/salnikov
• на школьном сайте http://elnlicey.ucoz.ru/index/salnikov_sergej_stepanovich/0-97